Если Вы подписаны на наш канал @militan, публикующий статьи на военную тематику, то наверняка в курсе об этом событии. Раздувать статью углублениями в ту историю не будем, а сразу перейдем к делу. Ответ на вопрос, как сербам удалось сбить самолет-невидимку, дает аэрокосмический инженер ВВС США Крис Морхаус.
"В 1999 году 24 единицы F-117A были развернуты на итальянской авиабазе Авиано и немецкой Шпангдалем. 24 марта 1999 года F-117 возглавили первый авиаудар по Югославии, и уже три дня спустя Найтхоук с позывным Vega 31 (номер борта 82-0806) был потерян в результате поражения югославским ЗРК.
Ответ на этот вопрос прост. Благодаря сочетанию терпения, стратегии и удачи, но обо всем по порядку:
1. Терпение.
Маршруты, по которым летали F-117, не менялись, по крайней мере, до 27 марта. Возможно, это было связано с чрезмерной уверенностью в технике и имеющемся превосходстве в воздухе. Во время воздушной кампании НАТО стандартной процедурой было сопровождение всех ударных миссий самолетами радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler ("Бродяга") из-за которых югославской ПВО было трудно получать качественные треки целей. За 78 дней операции было совершено 38 004 самолето-вылетов и потеряно только 2 самолета от огня противника. И "Бродяги" сыграли в этом большую роль. В тот день, когда Vega 31 должен был идти на задание, из-за погодных условий "Бродяги" не летали. Но все равно было решено отправить звено F-117.
Югославские военные были в курсе, что поддержки не будет, и, несмотря на это, полет состоится. Как они узнали? Информатор. У них был неплохой источник, имеющий доступ к оперативной информации на авиабазе в Италии. Сербы знали о приближении самолета, знали его маршрут и знали, что у F-117 не будет радиоэлектронного щита.
Важно отметить, что F-117A - очень экономичный самолет. У него нет собственного радара. При полете на проникновение вглубь вражеской территории все излучатели убираются. Была только система радиолокационного предупреждения. Самолет не имеет возможности самостоятельно обнаруживать поисковые и следящие радары, проще говоря, когда он действует в одиночку, то фактически слеп.
В войне 1991 года, когда F-117 летели над Багдадом, когда каждый вылет шел по новому маршруту.
2. Стратегия.
Сербские военные были профессионалами и умело использовали все имеющиеся у них преимущества. Они знали, что эту войну не одобряет гражданское население США, и полагали, что если сбить несколько американских самолетов, то общество будет настроено против бомбардировок. Особенно ценным призом мог стать "истребитель-невидимка". Они тщательно проработали организацию противовоздушных засад и вели грамотную охоту за F-117A.
Для этих засад они использовали две радарные системы. Сначала радар раннего предупреждения P-18 "Spoon Rest D" (РЛС П-18 «Терек») работающий на УКВ-частоте. Он мог обнаружить истребитель на расстоянии до 200 морских миль. Сербы поняли, что, установив его на самую низкую частоту и самую большую полосу пропускания, они могут обнаружить F-117A. Однако при таких настройках информация о траектории полета не достаточно точная, а радар раннего предупреждения работает только на расстоянии 15 миль. Это действительно очень плохая дальность обнаружения. Однако если вы случайно знаете маршрут, по которому летит ваш враг, этого достаточно, чтобы высчитать, когда примерно самолет окажется в пределах досягаемости ваших систем, и включить их.
Даже когда P-18 работает с оптимальной производительностью, а не на такой, как я описал выше, и против обычного самолета, он все равно не может создать точную траекторию, чтобы навести на него ракеты. Только на расстоянии одного километра или около того. Вот почему эти системы называют радарами раннего предупреждения. Они не предназначены для наведения оружия. Это подводит нас к следующей системе, которую использовали сербы. В качестве зенитного вооружения у них был SA-3 Goa (С-125 "Нева") которая состояла из систем:
- Мобильная двухкоординатная радиолокационная станция дециметрового диапазона волн P-15 Flat Face (П-15 «Тропа»)
- ЗРК SNR-125 Low Blow (С-125 Нева или Печора)
- Радиовысотомер PRV-11 Side Net (ПРВ-11 Вершина).
P-15 был радаром обнаружения целей в диапазоне C. Номинально дальность обнаружения составляла 150 миль, но против F-117 это было совершенно бесполезно. Он не обнаружил бы его, даже если он пролетит над головой. Но SNR-125 имеет радар управления огнем, предназначенный для наведения ракет на цели. У него два режима обнаружения самолетов, работающих в двух разных диапазонах. Теоретически он мог обнаружить и отследить истребитель на расстоянии 25-50 миль, в зависимости от режима работы и условий. Высоту до цели определял PRV-11.
Все эти системы были сопряжены со счетверенной ракетной установкой несущей ракеты В-600. Двухступенчатая твердотопливная ракета класса "земля-воздух" с максимальной дальностью полета около 15 миль и минимальной дальностью поражения чуть более мили. Этот ЗРК не считается мобильным, но сербы вооружили её всего двумя ракетами и научились быстро её разворачивать. Это означало, что они могли устроить засаду, сбить самолет и передислоцироваться. Или, например, в 12 часов дня на маршруте не наблюдалось ракетных систем, то через пару часов она могла там появится.
Как я говорил ранее, радар P-18 может обнаружить F-117, когда тот приблизится на расстояние 15 миль. Даже когда "Бродяги" (EA-6B) участвовали в вылете, они не видели Р-18, если он работал на самой низкой частоте. Но этот радар только указывал, что F-117 находятся в этом районе и можно рассчитывать на возможный перехват. Когда сербы считали, что F-117 достаточно близко, то активировали SNR-125, развернутый в его направлении. Но на долго его не включали из-за риска быть обнаруженными. В двух попытках, когда Р18 засекал Найтхоук на подлете, SNR-125 не смог обнаружить его, что подводит нас к последнему пункту.
3. Удача.
В день сбития сербы получили разведданные о том, что F-117 будут выполнять полеты без поддержки самолетов РЭБ. Будучи хорошо обученными в организации засад, они разместили свою ракетную систему на позиции. Радар P-18 обнаружил Найтхоук, когда тот находился примерно в 20 милях. Через некоторое время сербы активировали SNR-125 и обнаружили … … ничего. Но поскольку они знали, что самолетов РЭБ нет, то решили попробовать еще раз и снова включили радар. Как раз в это время на борту Vega 31 подполковник Дейл Зелко готовился сбросить бомбы. Двери оружейного отсека открылись, обнажив очень хорошо засекаемый радарами интерьер бомбоотсека.
SNR-125 обнаружил F-117A на расстоянии пяти миль. Важно отметить, что в этом полете участвовало три невидимки, но увидеть они смогли только одну. Это подтверждает тот факт, что получилось это только благодаря тому, что в это время оружейные отсеки Vega 31 были открыты. Дейл Зелко понятия не имел, что его "срисовал" радар, но смог визуально обнаружить две летящие ракеты. Первая пролетела очень близко, но не сдетонировала. Вторая также не попала в самолет, но взорвалась в непосредственной близости, от чего тот получил значительные повреждения. Управление было потеряно, и летчик катапультировался.
"Терпение, стратегия и удача".
PostScriptum. В мае 1999 года российская ежедневная газета "Красная звезда" сообщила, что, предположительно, американский "самолет-невидимка" был сбит МиГ-29, которым управлял подполковник Гвозден Джукич. Согласно этой истории, выполняя боевое воздушное патрулирование вдоль западной границы Сербии, Джукич заметил вражеский самолет на расстоянии полутора километров и атаковал его ракетами с ИК-наведением. После попадания первой ракеты самолет стал разваливаться, и летчик сразу же катапультировался. В статье приводятся слова Джукича:
"Я был доволен, как индеец, который только что снял скальп. Или даже больше. Капитан Кен Двелл, вероятно, не знал, что мы охотимся за ним, когда он летел, чтобы сеять смерть и разрушения в наших городах. Он также не слышал о нашей пословице: “Паршивая овца - это паршивая овца”. Эскадрилью мистера Двелле называли “паршивой овцой”. Возможно, это сыграло с ним злую шутку!".
Однако на самом деле летчика с таким именем никогда не существовало. Но все же F-117 сбил "Гвозден Джукич". Это позывной полковника Золтана Дани, командира расчета ЗРК С-125М.
Некоторые источники указывали на инцидент, в результате которого был поврежден еще один Найтхоук. Но всё это было на уровне слухов.
Однако подполковник ВВС в отставке Чарли "Тунец" Хайнлайн раскрыл некоторые интересные подробности того, что, по-видимому, и является тем неподтвержденным событием. Во время бомбардировок Югославии в 1999 году Хайнлайн был приписан к 9-й истребительной эскадрилье "Летающие рыцари" которая дислоцировалась на авиабазе Шпангдалем в Германии.
Полеты отсюда были длительными - около 6 часов между взлетом и посадкой. Примерно за два часа они добирались до дозаправщика над Венгрией. Потом бомбардировка, которая занимала примерно 30-45 минут от общего времени, ещё одна заправка и возвращение на аэродром. В бомбоотсеке Найтхоуков было всего две бомбы, и обычно их сбрасывали по одной цели. Как я уже говорил, Найтхоуки почти всегда выполняли боевые вылеты при поддержке самолетов РЭБ. У самолетов не было никаких собственных контрмер, кроме скрытой формы и радиопоглощающего материала. Даже радиообмен был ограниченным из-за убранных внутрь корпуса антенн.
Хайнлайн не указал даты, но это было после событий со сбитым Vega 31. Некоторые источники называют 30 апреля 1999 года. В этом вылете F-117 шли в сопровождении F-16CJ, которые были оснащены системами подавления ПВО противника, а точнее, отвлечения. Подполковник вспоминал, что в ту ночь в небе было много следов от выпущенных ракет и другой зенитной артиллерии. На окраине Белграда один из летчиков F-16 предупредил о запуске ракеты как раз в этот момент, когда Хайнлайн сбросил свои бомбы.
"Я посмотрел направо от себя и увидел, как над Белградом летит огромная ракета в ту строну, где предположительно был мой ведомый. Она была огромной и выглядела как "Сатурн 5". Затем я увидел еще один запуск. В такой ситуации мне предписывалось включить автопилот, поскольку повороты и крены в ручном режиме могут негативно повлиять на поперечное сечение самолета и потенциально представить ракете лучшее прицеливание. Одна из ракет взорвалась, а вторая просто улетела в космос. Я не знал, было ли попадание в самолет моего напарника.
Я вышел на курс дозаправщиков и догнал их, но ожидаемой встречи с ведомым не произошло. Я убедил командира танкера немного покружить и подождать. Наконец оператор заправочной стрелы заметил F-117, приближающийся без огней из темноты. Самолет выглядел не важно и связи с ним не было. Пытаясь подцепиться к стреле танкера, самолет несколько раз сваливался вниз. Я дал указания командиру дозаправщика, чтобы он опустил закрылки и еще снизил скорость. Несмотря на проблемы, подключение произошло, самолет был заправлен и мы вернулись на базу. По пути обратно в ведомый снова исчез, но перед самой посадкой появился и благополучно сел. Поверьте, сербские ЗРК были реальной проблемой для Найтхоука в любом боевом сценарии.
Полеты F-117 в будущем будут пересмотрены с учетом размещения систем С-300 и более продвинутых типов, поскольку для них он был не невидимым, а малозаметным. Как показала реальность, даже сравнительно старые системы, такие как SA-3 (С-125) оставались реальной угрозой для "самолета-невидимки".
Поскольку информация о Lockheed F-117 Nighthawk еще остается секретной, других подробностей того полета подполковник не поведал.