Долгое время в НК РК был пробел в части регулирования вопроса, кто же обязан платить налог на имущество, если оно передано в финансовую аренду: арендодатель или арендатор? И что является базой для расчета в этом случае?
Наконец, пробел устранен: закон №165-VII от 21.12.2022 г. внес поправки в НК РК
Напомним, финансовая аренда (актив в форме права пользования) – аренда, по которой переходит право контролировать использование идентифицируемого актива и право получать выгоду от использования лицу, которое берет в аренду имущество.
Аренда признается финансовой, если арендные отношения отвечают одному из следующих требований:
- период аренды совпадает или близок к сроку полезной службы арендованного имущества.
- в начале срока аренды дисконтированная стоимость минимальных арендных платежей составляет почти всю справедливую стоимость арендуемого актива.
- право собственности на актив в конце срока аренды переходит к арендатору.
- договором аренды предусмотрено право арендатора выкупить арендованное имущество по цене намного ниже справедливой стоимости в конце срока аренды или в любой иной момент в течение арендного срока.
- арендованное имущество настолько специфично, что может использоваться только арендатором.
Не следует путать финансовую аренду с финансовым лизингом.
Напомним, финансовый лизинг - вид инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель обязуется передать приобретенный в собственность у продавца и обусловленный договором лизинга предмет лизинга лизингополучателю за определенную плату и на определенных условиях во временное владение и пользование на срок более одного года.
Теперь закреплено, что арендодатель признается плательщиком налога на имущество по имуществу, переданному в финансовую аренду (не финансовый лизинг).
Налоговой базой по такому имуществу является среднегодовая сумма долгосрочной дебиторской задолженности.
Норма введена в действие с 01.01.2023 г.