Здравствуйте, друзья! Канал «Счастливый Кормчий» запускает новый проект «Базовый русский. От простого к сложному».
Кому будет интересен этот проект? Родителям, чьи дети находятся на семейном обучении. Родителям, желающим помочь своим детям справиться с базовыми темами русского языка. Учителям, планирующим индивидуальные или групповые занятия с детьми. И даже ребятам, способным заниматься русским языком самостоятельно, ведь все уроки курса будут изложены простым языком.
Занятия, включённые в курс, могут стать также материалом для повторения изученного в 5-7 классах. Курс, ориентированный на темы 3-5 классов, состоит из 15 занятий.
Уроки курса построены таким образом, чтобы каждое занятие включало в себя задания по разным разделам языкознания. Обязательной частью курса будет работа с текстом и словарными словами.
Сегодня основная тема нашего занятия - «Правописание проверяемой безударной гласной в корне».
Напомню, что при оценивании письменных работ по русскому языку ошибки, допущенные на эту орфограмму, не считаются однотипными. Одно неверно написанное слово – одна ошибка.
1. Вы, конечно, помните, что проверить безударную гласную в корне можно двумя способами: изменить слово или подобрать однокоренное слово. Главное, чтобы гласная стала ударной. Ведь ударение делает гласную сильной, поющей, звучащей. В фонетике даже есть специальный термин – сильная позиция.
Спросил – спросит, дела – дело, царил – царь, долина – дол, властелин – власть.
2. Давайте посмотрим, какой из способов подойдёт для проверки слов из стихотворения о весёлом привидении.
В дом приходит привидение.
Отворяя дверь тихонько,
Чувствуя в душе волненье,
Завывает тонко-тонко.
Накаляя атмосферу,
Привидение взлетает.
Предков следуя примеру,
В воздух парит и тает.
(Источник - Нейропсихологический тренажёр для начальной школы/ Е.Н.Емельянова, Е.К.Трофимова)
Выпишите слова с выделенными буквами, проверьте гласные в корнях.
Запишите первое предложение, подчеркните его грамматическую основу, проговорите: «Привидение – это подлежащее, выраженное существительным, приходит – это сказуемое, выраженное глаголом».
Можно ли проверить выделенное слово? Почему? В каком значении употреблено слово атмосфера в стихотворении?
АТМОСФЕ́РА, -ы, ж.
1. Газообразная оболочка Земли и некоторых других планет.
2. Разг. Воздух. Даже среди знойной атмосферы палящего дня чувствуется, как пышет от них [печей] жаром. Серафимович.
3. перен.; чего или какая. Окружающие условия, обстановка. [Никитин] радостно окунался в атмосферу кипучей деятельности, немедленно принимался за работу. Бек.
4. Физ., тех. Единица измерения давления.
3. Давайте запишем в словарь слово атмосфера и другие слова с непроверяемой гласной в корне.
Автобус, арена, берёза, балкон, вагон, вокзал, герой, дорога, картина, календарь, месяц, пальто, пенал.
4. Устно составьте 2-3 предложения с записанными словами.
У меня получилось такое:
Новенький календарь красовался на стене.
Найдите в предложении словарное слово, проверьте безударные гласные в других словах. Подчеркните грамматическую основу предложения, проговорите: «Календарь – это подлежащее, выраженное существительным, красовался – это сказуемое, выраженное глаголом».
5. А как там наше привидение? Не заскучало? Давайте его нарисуем!
Распространите предложение, состоящее из грамматической основы «Я рисую» (Я рисую весёлое привидение). Проговорите грамматическую основу.
Выполните фонетический разбор слова «рисую».
Проговорите по образцу:
Буква эр обозначает звук рь, он согласный, сонорный (звонкий непарный), мягкий парный.
Буква и обозначает звук и, он гласный, безударный.
В некоторых учебниках фонетический разбор выполняется от звука к букве, мне предложенный в этой статье разбор кажется более простым и правильным.
5. Творческое задание: пригласите привидение к себе в дом, найдите вместе с ним предметы, в названиях которых есть безударная гласная в корне, запишите и проверьте эти слова.
Продолжение следует.
Канал «Счастливый Кормчий» приготовил для вас тематические подборки: "Итоговое собеседование", "ОГЭ: шаг за шагом", "ФГОС-3", "Книжный мир" и другие.