Найти в Дзене

Базовый русский. 3-5 классы. Занятие 1 «Безударная гласная в корне. Грамматическая основа предложения. Фонетический разбор»

Оглавление

Здравствуйте, друзья! Канал «Счастливый Кормчий» запускает новый проект «Базовый русский. От простого к сложному».

Кому будет интересен этот проект? Родителям, чьи дети находятся на семейном обучении. Родителям, желающим помочь своим детям справиться с базовыми темами русского языка. Учителям, планирующим индивидуальные или групповые занятия с детьми. И даже ребятам, способным заниматься русским языком самостоятельно, ведь все уроки курса будут изложены простым языком.

Занятия, включённые в курс, могут стать также материалом для повторения изученного в 5-7 классах. Курс, ориентированный на темы 3-5 классов, состоит из 15 занятий.

Уроки курса построены таким образом, чтобы каждое занятие включало в себя задания по разным разделам языкознания. Обязательной частью курса будет работа с текстом и словарными словами.

Сегодня основная тема нашего занятия - «Правописание проверяемой безударной гласной в корне».

Напомню, что при оценивании письменных работ по русскому языку ошибки, допущенные на эту орфограмму, не считаются однотипными. Одно неверно написанное слово – одна ошибка.

1. Вы, конечно, помните, что проверить безударную гласную в корне можно двумя способами: изменить слово или подобрать однокоренное слово. Главное, чтобы гласная стала ударной. Ведь ударение делает гласную сильной, поющей, звучащей. В фонетике даже есть специальный термин – сильная позиция.

Спросил – спросит, дела – дело, царил – царь, долина – дол, властелин – власть.

Такое дерево корней нарисовала моя ученица. Попробуйте и вы: на стволе дерева напишите слово, которое будет проверочным для всех однокоренных слов, на листьях разместите однокоренные слова
Такое дерево корней нарисовала моя ученица. Попробуйте и вы: на стволе дерева напишите слово, которое будет проверочным для всех однокоренных слов, на листьях разместите однокоренные слова

2. Давайте посмотрим, какой из способов подойдёт для проверки слов из стихотворения о весёлом привидении.

В дом приходит привидение.

Отворяя дверь тихонько,

Чувствуя в душе волненье,

Завывает тонко-тонко.

Накаляя атмосферу,

Привидение взлетает.

Предков следуя примеру,

В воздух парит и тает.

(Источник - Нейропсихологический тренажёр для начальной школы/ Е.Н.Емельянова, Е.К.Трофимова)

Выпишите слова с выделенными буквами, проверьте гласные в корнях.

Запишите первое предложение, подчеркните его грамматическую основу, проговорите: «Привидение – это подлежащее, выраженное существительным, приходит – это сказуемое, выраженное глаголом».

Можно ли проверить выделенное слово? Почему? В каком значении употреблено слово атмосфера в стихотворении?

АТМОСФЕ́РА, -ы, ж.
1. Газообразная оболочка Земли и некоторых других планет.
2. Разг. Воздух. Даже среди знойной атмосферы палящего дня чувствуется, как пышет от них [печей] жаром. Серафимович.
3. перен.; чего или какая. Окружающие условия, обстановка. [Никитин] радостно окунался в атмосферу кипучей деятельности, немедленно принимался за работу. Бек.
4. Физ., тех. Единица измерения давления.

3. Давайте запишем в словарь слово атмосфера и другие слова с непроверяемой гласной в корне.

Автобус, арена, берёза, балкон, вагон, вокзал, герой, дорога, картина, календарь, месяц, пальто, пенал.

4. Устно составьте 2-3 предложения с записанными словами.

У меня получилось такое:

Новенький календарь красовался на стене.

Найдите в предложении словарное слово, проверьте безударные гласные в других словах. Подчеркните грамматическую основу предложения, проговорите: «Календарь – это подлежащее, выраженное существительным, красовался – это сказуемое, выраженное глаголом».

5. А как там наше привидение? Не заскучало? Давайте его нарисуем!

Да... Художник я от слова "худо"
Да... Художник я от слова "худо"

Распространите предложение, состоящее из грамматической основы «Я рисую» (Я рисую весёлое привидение). Проговорите грамматическую основу.

Выполните фонетический разбор слова «рисую».

фото автора
фото автора

Проговорите по образцу:

Буква эр обозначает звук рь, он согласный, сонорный (звонкий непарный), мягкий парный.

Буква и обозначает звук и, он гласный, безударный.

В некоторых учебниках фонетический разбор выполняется от звука к букве, мне предложенный в этой статье разбор кажется более простым и правильным.

5. Творческое задание: пригласите привидение к себе в дом, найдите вместе с ним предметы, в названиях которых есть безударная гласная в корне, запишите и проверьте эти слова.

Продолжение следует.

Канал «Счастливый Кормчий» приготовил для вас тематические подборки: "Итоговое собеседование", "ОГЭ: шаг за шагом", "ФГОС-3", "Книжный мир" и другие.