Найти тему
Культур-трегер

Какие тайны скрывает необычная обувь некоторых Романовых

Ботфорты Петра Великого, первая четверть XVIII века.
Ботфорты Петра Великого, первая четверть XVIII века.

При очень высоком даже по нынешним меркам росте в два метра три (или четыре) сантиметра, Петр Великий имел маленькую стопу, которая соответствовала примерно современному 38-39 размеру.

Очевидно, царь понимал, что это соотношение не очень величественно выглядело в реальной жизни. Поэтому все ботфорты Петра I внешне соответствуют примерно 45 размеру (с длиной стопы около 30 см). Не совсем понятно, как царь носил эти ботфорты при таком значительном расхождении в размерах ступни.

Возможно, Царь надевал их с дополнительной обувью внутри. В любом случае это осталось тайной.

Бартоломео Растрелли "Восковая персона Петра I", 1725 год, Эрмитаж, Петербург.
Бартоломео Растрелли "Восковая персона Петра I", 1725 год, Эрмитаж, Петербург.

В наши дни точные пропорции фигуры Петра I известны исходя из размеров "восковой персоны" царя, которую Екатерина I приказала сделать сразу же после смерти супруга.

С тела Петра Великого были сняты мерки, а его лицо, кисти рук и ступни ног были отлиты из воска (что исключает факт какой-либо усадки материала) на основании посмертных слепков.

С этой аномалией фигуры императора иногда связывают тот факт, что Петр Великий практически всю жизнь не расставался с тростью в руках. Существует версия, что трость помогала царю сохранить равновесие при ходьбе, особенно в более зрелые годы.

Сапожки к визитному платью вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Россия, Санкт-Петербург, 1820-е годы.
Сапожки к визитному платью вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Россия, Санкт-Петербург, 1820-е годы.

Эти сапожки вдовы Павла I, может быть, не очень изящны (от обуви эпохи "Ампир" ожидаешь театральной вычурности). Но в них должно было быть тепло и комфортно в промозглую погоду.

Во второй половине жизни Мария Федоровна испытывала серьезные проблемы со здоровьем (до такой степени, что не могла посещать обожаемый ей Павловск) и все меньше обращала внимание на внешний блеск и пустые эффекты.

Туфли к маскарадному костюму императрицы Александры Федоровны "Одежда царицы Марии Ильиничны". Россия, Санкт-Петербург, 1903 год.
Туфли к маскарадному костюму императрицы Александры Федоровны "Одежда царицы Марии Ильиничны". Россия, Санкт-Петербург, 1903 год.

На первый взгляд может показаться, что эти туфли супруги Николая II, изготовленные для знаменитого Русского бала 1903 года, украшены натуральным жемчугом и крупными изумрудами. Но на самом деле жемчуг искусственный, а "Изумруды" изготовлены из стекла.

Получается, что ни царская семья, ни высшая аристократия не тратили на наряды для этого бала немыслимых денег (по крайней мере в обязательном порядке). В чем их иногда обвиняют до сих пор.

Кроме того, обратите внимание на нетипично низкий каблук на туфлях Александры Федоровны. Императрица с юности страдала болями в ногах, поэтому обувь для нее изготавливали на максимально низком каблуке.

Коронационные туфли императрицы Александры Фёдоровны, Россия, Москва 1896 год.
.
Коронационные туфли императрицы Александры Фёдоровны, Россия, Москва 1896 год. .

Коронационные туфли Александры Фёдоровны и вовсе были почти полностью лишены каблука, поскольку супруга Николая II весь этот день фактически провела на ногах, что было для нее очень утомительно.

Для сравнения: Вот так выглядела типичная модная женская обувь 1900-х годов, изготовленная в одно время с туфлями Александры Фёдоровны. Хорошо видна стандартная форма и высота каблука, что говорит об исключительности и нетипичности обуви супруги Николая II.

Большое спасибо за внимание!