Товарищ жалуется на капризы собственного мозга:
- Работаю, работаю... Потом вдруг понимаю, что голова совсем не соображает. Забиваю на всё и сажусь играть в какую-нибудь игрушку.
И сразу возникает вопрос:
почему на работу сил нет, а играть - есть?
Вопрос не праздный, а имеющий самое непосредственное отношение к нашей эффективности. Если мы найдём на него ответ, то сумеем значительно увеличить свою трудоспособность за счёт того, что будем проводить своё время более конструктивно.
Я, например, когда устаю от работы, провожу сеанс психорегуляции, делаю физические упражнения, учу английский или выполняю ВУЗовские задания по психологии. Это позволяет сильно экономить время за счёт рационального использования каждой минуты.
Тяга к играм - не признак усталости
Мой товарищ подозревает, что во всём виновата усталость, а игра является формой отдыха. Такой вывод он делает потому, что приступы игромании на него нападают тогда, когда он чувствует усталость.
Устал от работы - потянуло на игры.
Однако такой способ размышлений - пример логической ошибки "после этого, значит, по причине этого". Эти два события связаны во времени, но одно не является причиной другого. И сейчас я вам это докажу.
Школьников повезли собирать картошку (было раньше такое в школах). И вот они с утра старательно бегают по полю, собирают клубни в вёдра. Но потом им это надоедает и они начинают баловаться "Устали!" - думает педагог. Однако, как только заканчивается уборка, школьники бегом чешут домой, обгоняя друг друга. Откуда взялись силы? А дело не в усталости, дело в мотивации.
Приступ разгильдяйства может напасть внезапно, но чаще всего он случается тогда, когда мы уже некоторое время совершали волевые усилия, заставляя себя что-то делать. Например, собирали картошку на поле. Занятие для нас бессмысленное, делаем, потому что заставляют. Но когда надоедает - начинаем баловаться. Не потому что нет энергии в организме, а потому что исчерпался изначальный ресурс воли (утомление волевого центра мозга).
Когда же мы садимся играть, то не развиваем волевых усилий, хотя мозг продолжает работать интенсивно, а нервная система продолжает пребывать в напряжении. Играть мозгу нравится - там высокий уровень мотивации, а работать - нет. Но только в том случае, если наша работа - "сбор картошки". Можно ли изменить отношение мозга к работе, позволив ему увидеть игру там, где раньше была рутина?
Самый эффективный способ отучить мозг от игрушек
В игре ты всегда что-то получаешь. Какой-то бонус. Причём, довольно быстро. А сбор картошки на поле для школьной столовой опирается на абстрактные понятия долга и совести. Короче, плохая мотивация. Рутина - это то же ползание по полю, потому что мозгу не понятно, что интересного и нового он может с этого получить.
Нам кажется, что мы работаем, чтобы получить зарплату, но на самом деле - чтобы сохранить достигнутое качество жизни.
Сохранить! Не приобрести, не достигнуть, а всего лишь сохранить! Работа - это не квест в светлое будущее, это попытка не потерять уже имеющееся. Отсюда самый эффективный способ изменения отношения к работе - это превратить её в труд, то есть ту деятельность, которая будет способствовать выведению качества жизни на принципиально новый уровень.
Для этого нам понадобиться так называемая лестница смыслов - грамотно составленная программа действий, которую можно начать реализовывать прямо здесь и сейчас, при этом быстро получая существенные изменения в жизни. Не потом, а сейчас!
КАК ТОЛЬКО МЫ НАЧИНАЕМ ОЩУЩАТЬ БЛИЗОСТЬ НУЖНЫХ НАМ ПЕРЕМЕН, ТО ИСПЫТЫВАЕМ ПОДЪЁМ МОТИВАЦИИ,
а с ним и прилив энергии. Как волк, который взбодрился, едва стоило ему уловить запах желанной добычи, мы сбрасываем "усталость", нам становится не интересно играть на компьютере, потому что реальная жизнь начинает казаться куда более увлекательной игрой - игрой перспективной, дающей возможность переходить с уровня на уровень и прокачивать персонажа.
Создание лестницы смыслов - обязательная составляющая проекта, о котором я писал ранее.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК