Найти тему
Epoch Times Russia

Спасут ли «расходы на месть» экономику Китая?

Даже впечатляющий рост потребительских расходов не может решить другие экономические проблемы Китая

Автор: Милтон Эзрати

Человек читает загадку, подвешенную к фонарю, выставленному в торговом центре в Пекине, 4 февраля 2023 года. (Jade Gao/AFP via Getty Images)
Человек читает загадку, подвешенную к фонарю, выставленному в торговом центре в Пекине, 4 февраля 2023 года. (Jade Gao/AFP via Getty Images)

Многие экономические новости, поступающие из Китая, ссылаются на «расходы мести». Это странное словосочетание, в котором никто не указывает, кто и кому мстит.

Похоже, это произошло из-за ожидания, что высокие потребительские расходы сейчас, когда экономика вновь открылась (расходы с «отмщением») решат другие проблемы в экономике Китая и будут способствовать быстрым общим темпам роста в 2023 году.

Пекин, безусловно, надеется на это. Помимо натянутой семантики, некоторая помощь от всплеска расходов кажется вероятной. Но в остальном экономика Китая сталкивается с препятствиями для роста, которые так легко не устранить.

Китайские домохозяйства, безусловно, накопили средства, чтобы тратить их свободно. За прошлый год отсутствия ограничений и карантинов они добавили к своим сбережениям около 17,8 трлн юаней, что эквивалентно 2,6 трлн $, что почти на 900 млрд $ больше, чем в прошлом.

Банковские остатки выросли примерно на 80% по сравнению с уровнем 2021 года, и очевидно, что топлива для резкого роста расходов достаточно.

Многие более оптимистичные прогнозисты ожидают, что эти дополнительные деньги значительно подстегнут потребительские расходы в этом году.

На 9,5%, согласно недавнему анализу PNB Paribas, что позволит Китаю добиться общего реального роста на 5%.

Ранние отчёты показывают значительный рост со стороны китайских потребителей.

Путешествия выросли в связи с январским празднованием Лунного Нового года. Около 300 млн путешественников потратили сумму, эквивалентную 56 млрд $, всего за семь дней.

Количество бронирований отелей увеличилось в десять раз. Рестораны, по данным Китайской ассоциации кухонь, были переполнены посетителями, а руководство сообщило, что толпы были настолько велики, что в их заведениях сильно не хватало персонала.

Кассовые сборы выросли примерно на 1,5 млрд $, что стало лучшим показателем января за всю историю наблюдений. Индекс менеджеров по закупкам услуг (PMI), отслеживаемый компанией данных Caixin/S&P Global, вырос в январе впервые за пять месяцев.

Тем не менее признаки сдерживания очевидны. Всплеск расходов на поездки составляет 30% по сравнению с уровнем прошлого года. Это впечатляет, но это далеко не 80% прирост доступных средств.

Показательно также, что, помимо путешествий и развлечений, большая часть общего прироста потребительских расходов была сосредоточена на «предметах роскоши», что позволяет предположить, что распределение дополнительных сбережений, возможно, слишком узкое, чтобы поддерживать всю экономику на устойчивой основе.

В нижней части распределения доходов уровень сбережений увеличился примерно лишь на 5%.

Наиболее показательным является продолжающееся экономическое бремя, вызванное всё ещё проблемным сектором недвижимости. Жилищное строительство, когда-то составлявшее 30% экономики Китая, погрязло в долгах и не показывает никаких признаков восстановления.

Продажи недвижимости снизились на 32% в январе и на 40% ниже уровня 2022 года. По состоянию на декабрь прошлого года, самый последний период, за который имеются данные, цены на жильё снижались 16 месяцев подряд.

Поскольку недвижимость составляет около 70% богатства китайских домохозяйств, эти по-прежнему негативные факты вызывают серьёзные вопросы об устойчивости любых «расходов мести».

Те расходы, которые там есть, похоже, были сосредоточены на немедленном удовлетворении, и мало что из них свидетельствует о готовности китайских домохозяйств брать на себя обязательства в долгосрочной перспективе.

Расходы на дорогостоящие товары показали гораздо меньший рост. Несмотря на все рекорды, установленные в сфере путешествий, гостиниц и развлечений, расходы на автомобили, например, оставались в середине января, примерно на 21% ниже уровня прошлого года.

Если рассматривать картину в целом, то есть основания ожидать, что китайский потребитель поможет поднять экономику в целом в 2023 году, но в то же время было бы ошибкой зайти слишком далеко с темой «расходов мести».

Сочетание расходов говорит о том, что китайские домохозяйства всё ещё опасаются будущего и отказываются от чудесного решения национальных проблем с недвижимостью. Этот факт будет становиться всё более очевидным с течением времени, поскольку первоначальный энтузиазм по поводу восстановления экономики иссякает.

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Источник: The Epoch Times