Мы давно не занимались изучением региональной политики. Однако прошедший год показал, как сильно СВО изменила позиционирование губернаторов в информационном поле.
Чем же мы были так удивлены?
С периода прихода к власти Владимира Путина (реально немного раньше) начался период перехода к сильной централизации. Суть этого процесса в том, что любые политически значимые процессы в регионе должны проходить под контролем федерального центра (в условиях нашей страны под контролем Администрации Президента и всесильного управления внутренней политики).
Мы не будем рассуждать, какой уровень централизации необходим государству для наиболее эффективного существования. Отметим тот факт, что на протяжении больше чем 20-ти лет федеральная власть снижала самостоятельность губернаторов. Вот вам пару доказательств:
Доказательство централизации 1
У губернаторов отобрали возможности назначения (согласования) руководителей важных ведомств. Так, например, до 2001 года назначить главу полиции в регионе невозможно было без согласования с главой региона.
Это естественно приводило к конфликтам между стремящейся все контролировать все федеральной властью и часто желающей самостоятельности региональной власти.
К примеру в 1999 году Юрий Лужков (крупнейший политик, Мэр Москвы, потенциальный кандидат в Президенты) не хотел соглашаться с отставкой главы региональной полиции и назначать нового неподконтрольного главу. Итогом было назначение компромиссной фигуры. Но было уже понятно, что дальше так быть не может. Подобные конфликты только мешают работе.
Постепенно губернаторов принудили согласовывать главу минфина региона. А эта должность важна не меньше, чем главы силовых структур.
Доказательство централизации 2
В 2004 году отменили прямые выборы губернаторов. Почему же это так важно? Интуитивно понятно, что избранный народом губернатор имеет больше рычагов давления на федеральную власть, чем назначенный. Отобрав у губернаторов электоральный ресурс (голоса граждан), федеральная власть лишила глав регионов мощнейшего рычага давления и выражения недовольства.
В 2012 году прямые выборы вернулись (не во всех регионах). Однако это уже была совсем другая система, так как влияние Администрации Президента (АП) за это время сильно выросло. Большинство губернаторов 90-ых гг. ушло, а новых часто стали назначать из числа, не связанных с региональной элитой. Все это поставило губернаторов в практически полную зависимость от Москвы, а не от потребностей региональной элиты и населения.
Перелом 1
Удивительные вещи происходят во время резких общественных изменений. Одним из недавних примеров, вернувших часть независимости на местах, стал ковид. Федеральная власть, чтобы повысить скорость реагирования и переложить часть ответственности, позволило губернаторам самим определять основные мероприятия по борьбе с ковидом.
В рамках 20-ти летнего тренда это выглядело очень необычно.
Перелом 2
Начало СВО положило основу и переходу к губернаторам части военных функций. Лишь небольшая часть до СВО концентрировали внимание на себе и внутри своего региона на военных составляющих. Наиболее яркий пример такого губернатора является Рамзан Кадыров.
Обычно губернаторы сосредотачивали свое внимание исключительно на хозяйственной деятельности. Этого же от них требовали в АП. Однако ничто не вечно. За последний год увеличилось количество губернаторов, которые стали активно показывать себя, как часть военной машины (пусть даже и части тыла). Особенно этот процесс усилился, когда губернаторам передали функции по содействию мобилизации и вещественному обеспечению военнослужащих.
Пример
Чтобы было понятно, к чему мы вообще решили написать про это. Периодически мы заходим на сайты, агрегирующие региональные новости. Вот такие темы мы увидели за последнюю неделю: амурский губернатор побывал в госпитале; забайкальский губернатор показал подготовку танкистов; курский губернатор призывает депутатов вступать в дружину. И это в не самую информационно активную неделю.
В интересное время живем и будем внимательно следить за изменениями.