"Поезд М" - автобиографическое путешествие Патти Смит по страницам своей памяти. Книга воспоминаний.
Из аннотации:
Новая книга Патти Смит — это удивительная одиссея легендарной певицы, путешествие из настоящего в прошлое и обратно, тропинка между мечтами и реальностью, путь от депрессии к вдохновению. Читатель побывает в Синем доме Фриды Кало, на заседании Клуба дрейфа континентов в Берлине, на могилах Жене, Плат, Рембо, Мисимы. В этой книге отчаянье переплетено с надеждой, а тоска с любовью, и все озарено талантом писательницы, уже получившей Национальную книжную премию за свою первую книгу воспоминаний "Просто дети".
Наверно это правильно, писать о себе не то, что могло бы заинтересовать потенциального читателя, с этим вполне справляется пресса, а как для себя. Чтобы своё личное сохранить в тексте. Чтобы рассказать о том, что больше всего волновало, вызывало отклик в сердце, что увлекало, что болело и ныло, а что приносило минуты счастья и радости.
О поездках в страны третьего мира. Их было немало. Из них привозились воспоминания, фотографии, снятые на старый полароид 1967 года и разные вещицы на память. А также сильный эмоциональный отклик, который выливался потоками слов и нот в творчестве.
Об Альфреде Вегенере и чувстве особого единения с ним, о посвященном ему докладе на конференции в Берлине и о сожалении о невозможности отправиться в экспедицию по поискам его последнего пристанища в холодной Гренландии. Здоровье подвело, зато именно невозможность одного дала возможность другого - памятную встречу с Бобби Фишером. Не за шахматами. За песнями.
О своей внезапно возникшей и сильной любви, когда готова на всё ради человека, ставшего для тебя самым необходимым в жизни, как воздух. Тут понимаешь, чем же Патти Смит так задела воровка Альбертина Сарразен, к книге которой "Меня зовут Астрагаль" она написала такое откровенное и пронзительное предисловие. У них тоже единение. Но не такое, как с ученым и путешественником Венегером. Это женское. Это похожесть характеров. Это когда душа поёт на одной ноте. Альбертина любила так же самозабвенно и искренне. Не боялась быть собой и говорить прямо. Они действительно похожи, до той степени, что могли бы стать близкими подругами.
Патти рассказывает и рассказывает, эпизоды воспоминаний сменяют другу друга, отправляясь то в одно, то в другое время. Из настоящего в прошлое. Из зрелости в детство и назад. Раз за разом мы оказываемся в любимом кафе Патти "'Ino", садимся с ней за её любимый столик, заказываем кофе и раскладываем салфетки, на которых и будет написана эта книга.
Было странно увидеть здесь не сильную, всегда уверенную в себе женщину, "крестную маму панк-рока", которая никогда не боялась говорить со сцены своим неповторимым контральто абсолютно обо всём, что её волнует. Патти Смит оказалась остро чувствующей натурой, где-то сомневающейся в себе, где-то теряющейся, всё пропускающей через свои чувства. Помимо своих путешествий, дел, привычек, она описывает и особые моменты, когда её охватывает какая-то идея или образ, и она, бросая всё, с головой бросается за ней, как в омут, чтобы не ускользнуло, чтобы вытащить нечто, что станет стихотворением или музыкой, обретёт рождение и вылетит в мир. Также много места в своей книге Патти отдаёт самым обыденным вещам, тем самым, что дарят нам минуты покоя, уюта, что составляют обычную нашу жизнь: книги, сериалы, фильмы, вещи. Коты. Муж, сын и дочка - самое дорогое. Уже давно ушедший в иной мир отец, оставивший в наследство свой кабинет с письменным столом, который стал "экспонатом" этой комнаты - Патти так ни разу за него и не села. Мать, брат Тодд и сестра Линда. Послевоенное детство, юность, молодость... Жизнь в моментах и эпизодах.
Патти Смит - это явление мирового уровня. Поэтесса, музыкант, писатель, фотограф, музыкальный критик, путешественник - это всё она. В книге своих воспоминаний она раскрывает себя не столько как творческую личность, сколько как человека. Чувствующего человека. Интересного. Увлеченного.
Наши воспоминания так нам дороги, потому что они и есть наша жизнь. В этой книге - жизнь Патти Смит. Простыми словами, но при том поэтично. Без скандальных моментов, на которых можно было бы хайпануть, что так любят включать в свои книги так называемые "звезды" современности. Здесь песня, только в прозе. О документальном художественно. Честный и открытый разговор о себе.