Найти тему
Алиорам алтайский

Палеоновости и что с ними не так

Послушал тут свежий выпуск подкаста Terrible Lizards, где Дэвид Хоун ругает журналистов, которые все перевирают. Причины в целом понятны: новостей у журналиста много, времени мало, а материал нужно выпустить точно в срок, потому что если ты окажешься в поисковой выдаче не первым, а пятым, то тебя уже никто не прочитает. В итоге распространяется подход «лучше написать ересь сейчас, чем вменяемый текст послезавтра».

Подкаст англоязычный, но примерно то же самое еще три года назад подробно расписал
Дмитрий Пащенко в своем лонгриде.

У Хоуна интересны разве что примеры. Так, они с Марком Уиттоном выпустили
статью с описанием позвонка птеранодона, в котором застрял зуб акулы. В статье прямым текстом написано, что мы не знаем (и не можем узнать), что именно произошло. Но основных вариантов два: либо акула съела утонувшего мертвого птерозавра, либо схватила плавающего на поверхности. Уиттон нарисовал броскую картинку со вторым вариантом. Но в его версии атакующая акула так разогналась, что вылетела из воды вместе с добычей:

Результат: куча заголовков в духе «акулы выпрыгивали из воды и хватали птеранодонов на лету»:

-2

Правда, как заметила соведущая Хоуна, если у журналиста есть возможность употребить слова «акула» и «прыгнуть» в одном предложении, то удержаться почти невозможно. Дело в том, что в английском языке есть выражение «jump the shark», в буквальном переводе «перепрыгнуть через акулу». Его употребляют, когда сериал или кинофраншиза скатываются ниже некуда и начинают вводить совсем уж дикие сюжетные повороты и сцены, чтобы хоть как-то удержать зрителя. Фраза пошла от сериала «Счастливые дни», где герой в буквальном смысле перепрыгивает через акулу на водных лыжах.

Еще хуже дело обстоит с документалками. Компьютерная графика стоит недешево, а где деньги — там всевозможные менеджеры, продюсеры и прочие тимлиды. К тому же сейчас специализация такая, что есть отдельные студии, которые занимаются только графикой. Например, пресловутая «Доисторическая планета» вышла на Apple TV+, но сделала ее студия BBC Studios Natural History Unit, а самих динозавров рисовала Moving Picture Company.

На всех промо «Доисторической планеты» стоит лого Apple TV, но эту красоту рисовали не в Apple и даже не в BBC, а в MPC, о которой рядовой зритель вообще не в курсе
На всех промо «Доисторической планеты» стоит лого Apple TV, но эту красоту рисовали не в Apple и даже не в BBC, а в MPC, о которой рядовой зритель вообще не в курсе

Соответственно, Хоун описывает случай, когда ему прислали фрагмент видео и попросили дать комментарии. Он прислал комментарии менеджеру студии, которая занимается производством всей документалки. Тот переслал их менеджеру студии спецэффектов. Тот их передал тимлиду аниматоров. И только от него комментарии попадают непосредственно к людям, которые делают анимацию. И на каждом этапе возможны правки, искажения и ошибки. При таком раскладе, удивительно, что более-менее приличные проекты все же получаются.

Что же делать?

С документалками, боюсь, что-то сделать едва ли возможно. А вот с новостями оптимальный вариант — когда о них говорит человек, который разбирается в теме. В идеале сам автор статьи или хотя бы специалист, который работает в той же области. Поэтому лично я люблю слушать новости палеонтологии от Павла Скучаса. Вчера как раз свежий выпуск вышел:

Если еще не смотрели — рекомендую.