В годы ВОВ непосильную ношу взвалила на себя медицинская служба. Не хватало медикаментов, бинтов, врачей и медсестер. На ускоренные курсы принимали совсем молодых девушек. Им приходилось вытаскивать с поля боя здоровенных мужиков, под огнем фашистов оказывать первую помощь.
«Сестренка, помоги!», – эти слова еще долго звучали по ночам в их головах и после войны. «Иногда просто пройти по земле в полный рост, было счастьем», – вспоминают фронтовые медсестры.
Сколько их, молодых, красивых, самоотверженных полегло на полях страшной войны.
Сила в слабости
В городе Вольске на улице Льва Толстова стоит неприметный деревянный дом. На нем табличка: «В этом доме жила Зинаида Ивановна Маресьева».
Всего за 2 дня непрерывного боя, она сумела вынести из-под огня и переправить к своим 64 советских солдата. Личным примером смогла поднять в атаку замешкавшихся бойцов, не раздумывая прикрыла собой командира. Звание Героя Советского присвоено посмертно.
Когда началась война, Зинаида записалась на курсы медсестер, которые окончила в ноябре 42-го.
«Зина позвонила из Вольска и радостно сообщила, что уходит на фронт. Я всю дорогу до города проплакала. Глупая, чему рада. А поговорить с дочкой путем и не удалось. Хотя она была веселая и все повторяла, что вернется с победой… Я плакала, а сердце сдавила тоска», – вспоминала мама, Анна Васильевна Маресьева.
Фронтовые будни – ежедневные подвиги
Зинаида Маресьева работала на передовой. Почти ежедневно, под пулями, спасала раненый бойцов. Дни и ночи смешались в один длинный бой. Девчонки сильно уставали, плакали. А Зинаида старалась своим примером и теплым словом успокаивать их.
«Зина, захватив санитарную сумку, поползла к раненому. Над ее головой жужжали пули, но девушка продолжала ползти. Доставив бойца в безопасное место, она вновь перемахнула бруствер…» – пишет автор сборника, посвященного героям-медикам.
Последний бой
После сталинградского пекла Зина писала домой:
«Мамочка, целую тебя. Не волнуйся, я жива. Мы отстояли Сталинград. Скоро на месте его развалин будут построены дома, заводы. Мне так хочется жить…».
Но впереди еще были бои под Воронежем, Белгородом, Курском. 1 августа 1943 года полк, в котором служила Маресьева, получил приказ переправиться на правый берег Северского Донца. Бойцы, ценой больших потерь выполнили приказ и закрепились на небольшом береговом плацдарме.
Санинструктор Маресьева была на линии огня. Днем она оказывала первую помощь, а ночью переправляла раненых на левый берег. Красноармейцы яростно отбивали атаки немцев. Но тем удалось выйти к реке на левом фланге. Создалась опасность окружения, и бойцы стали отходить. Зинаида поняла, что раненым, укрытым в траншеях, грозит смертельная опасность. Она выбежала навстречу бойцам и закричав:
«Вперед!» – побежала в сторону немцев. Бойцы, изумленные, воодушевленные и даже пристыженные бросились за ней.
Зинаида переправляла на левый берег очередных раненых бойцов, среди которых находился командир. До берега оставалось совсем немного, но раздался взрыв. Санинструктор закрыла своим телом командира, приняв на себя множественные осколки.
Сослуживцы над могилой своего санинструктора, ставшей для многих ангелом-хранителем, поклялись отомстить. Клятву сдержали.