Найти тему
Жизнь советского человека

Испытания диверсионно-разведывательной группы «Кросс». Как работали на пределе сил в Восточной Пруссии

В январе 1945 года советские войска стояли у границ Восточной Пруссии. Не было сомнений, что предстоит масштабная операция по овладению этим важным регионом. С середины 1944 года вглубь немецкой территории отправлялись разведывательно-диверсионные группы. Красная армия пыталась «прощупать» оборону гитлеровцев, но получалось это с переменным успехом. Разведчики уходили во вражеский тыл, где не было ни надежных проводников, как, например, в Белоруссии, ни поддержки местного населения.

Екатерина Усанова среди группы сотрудников НКВД, осень 1943 года
Екатерина Усанова среди группы сотрудников НКВД, осень 1943 года

В начале 1944 года было приято решение о создании разведгрупп в составе 3-го Белорусского фронта. Одной из них стала легендарная «Кросс». К моменту заброски в немецкий тыл в неё входили девять бойцов. Командиром группы назначили старшего лейтенанта Михаила Ивановича Медникова с позывным «Кросс». Его заместителем стал лейтенант Василий Маточкин. Включили в состав подразделения и женщину - радиста Екатерину Усанову. Снаряжены разведчики были просто: защитные комбинезоны, рации, провиант и стрелковое оружие.

В ночь на 28 сентября группа десантировалась в районе города Эльбинг. Проблемы начались практически сразу. К месту сбора не вышел один из разведчиков - старшина Буланов (позднее признан погибшим). Значительно позднее станет известно, что он угодил в руки карателей. Последняя информация о нём - на февраль 1945 года находился в концлагере в польском Лузино.

К утру немцы начали настоящую охоту за остальными бойцами. Во время погони разведчикам пришлось бросить и без того не очень большой запас питания. Любой лишний груз мешал оторваться от преследователей.

Наши бойцы старались держаться вместе для того, чтобы до последнего сохранять боеспособность. Екатерина Усанова вспоминала, что все были готовы сражаться до конца, а если потребуется, то и подорвать себя гранатами чтобы избежать плена. Становилось ясно и то, что без пищи долго не продержаться. Дошло до того, что один из красноармейцев стал страдать куриной слепотой из-за недоедания.

И все же группа продолжала вести разведку: фиксировала передвижения войск и техники, места аэродромов и складов, уточняла расположение речных плотин в окрестностях Эльбинга. Последние были важны с точки зрения устройства вражеской обороны - открыв их створы противник мог значительно усложнить, а то и вовсе остановить будущее наступление советских частей.

Лявданская (в девичестве – Усанова) Екатерина Никитична / Медников Михаил Иванович
Лявданская (в девичестве – Усанова) Екатерина Никитична / Медников Михаил Иванович

Враг не оставлял попыток обнаружить «Кросс». В октябре во время облавы пропал лейтенант Маточкин. Уже после того, как в Восточную Пруссию вошла Красная Армия выяснилось, что он несколько месяцев в одиночку выживал в лесах. В марте 1945 Маточкин вернулся в свою часть.

В декабре на помощь разведчикам попытались отправить трех бойцов, которых десантировали у городка Мюльхаузен. К сожалению, все они пропали без вести.

За всю зиму группа ни разу не ночевала под крышей. Понимали, что их активно ищут, пытаются запеленговать рацию. В январе было решено эвакуировать разведчиков - свою боевую задачу они выполнили с честью. Незадолго до этого бесследно исчез Пауль Льох - переводчик и бывший немецкий военнопленный. Бойцы «Кросса» только после войны узнали, что Пауль был направлен на выполнение секретного задания Центра, а потом даже стал генералом в ГДР.

Через 2 мес. после выхода. Слева направо: сидят Мингали Хасанов, Михаил Медников, Александр Вяткин; стоят - Константин Кудрявцев, Николай Самусев, Константин Самсонов (воевал в составе другой группы)/фото из архива Е. Усановой
Через 2 мес. после выхода. Слева направо: сидят Мингали Хасанов, Михаил Медников, Александр Вяткин; стоят - Константин Кудрявцев, Николай Самусев, Константин Самсонов (воевал в составе другой группы)/фото из архива Е. Усановой

В 1944 – начале 1945 года многие разведгруппы в Восточной Пруссии попросту исчезали. Судьба большинства из них не известна до сих пор. Тем ценнее и значимее деятельность горстки бойцов «Кросса» и других советских разведчиков, которые смогли удержаться в тяжелейших условиях Восточной Пруссии. Работа их спасла сотни, если не тысячи солдатских жизней.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.