В ходе работы от заказчика поступил интересный вопрос, который заключается в следующем. Заказчиком проводилась совместная закупка в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ на поставку товара (когда участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации). При заключении контрактов, победитель закупки в соответствии с частью 8.1 Федерального закона N 44-ФЗ вместо обеспечения исполнения контракта представил реестровые записи трех контрактов, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней).
Вышеуказанная норма части 8.1 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает в том числе, требование к сумме цен таких трех контрактов, которая должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В случае проведения совместной закупки контракты заключаются между победителем и каждым заказчиком в отдельности. Возникает вопрос, сумма цен трех контрактов представленных победителем вместо обеспечения исполнения контракта должна быть не менее суммы начальных (максимальных) цен всех контрактов в совместной закупке или не менее начальной (максимальной) цены одного контракта каждого заказчика в отдельности.
На этот счет МинФин России свою позицию уточнил в письме от 3 сентября 2020 г. N 24-03-08/77364:
«Таким образом, при проведении совместных конкурсов или аукционов участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ информации об исполненных трех контрактах, сумма цен которых должна составлять не менее суммы начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.»
Исходя из позиции МинФина России сумма цен трех контрактов представленных победителем должна быть не менее суммы начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, т.е не менее суммы начальных (максимальных) цен всех контрактов.
Однако, УФАС Омской области в решении от 21 января 2021 года № 055/06/64-38/2021 пришли к иному выводу:
«В случае предоставления обеспечения исполнения контракта в денежном выражении, размер обеспечения исполнения контракта будет исчисляться от цены контракта, заключаемого между каждым заказчиком и победителем контракта.Аналогичный подход должен также соблюдаться при предоставлении участником закупки информации, подтверждающей опыт исполнения таким участником трех исполненных контрактов, учитывая, что извещением и документацией об электронном аукционе была установлена начальная (максимальная) цена контракта каждого из заказчиков.С учетом изложенного, Комиссия считает, что единый подход к предоставлению обеспечения исполнения контракта должен соблюдаться также и при проведении совместного электронного аукциона.»
Напротив, Воронежское и Челябинское УФАС в своих решениях от 18 февраля 2021 г. по делу N 036/06/30-156/2021 и от 11 января 2023 г. по делу N 074/10/104-3562/2022(РНП-74-4/2023) соответственно, поддержали позицию МинФина России и уточнили, что противоположная позиция не отвечает требованиям части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе и, в свою очередь, означает, что в таком случае победитель не исполнит требования установленные заказчиком в извещении в отношении предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии со статьей 96 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного и отсутствии конкретных норм законодательства по данному вопросу рекомендуем заказчикам опираться на вышеуказанную позицию МинФина России и практику контрольных органов.
Участникам совместных закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, однозначно рекомендуем представлять вместо обеспечения исполнения контракта информацию о реестровых записях трех контрактах исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней), которые в сумме будут не менее суммы начальных (максимальных) цен всех контрактов.
Документ: письмо от 3 сентября 2020 г. N 24-03-08/77364
Автор: Степан Савченко