Отношения с Россией все же постепенно налаживались, после 1895 года. По некоторым вопросам Фердинанд показал себя весьма принципиальным человеком. В 1893 году (несколько поздновато) он заключил брак, по-настоящему королевский – с Марией Луизой Бурбон-Пармской, из младшей линии Испанских Бурбонов. Еще по первой конституции Болгарии, князь мог сохранить (при личном желании) религию, с которой был рожден, Баттанберг так и остался лютеранином, соответственно и от Фердинанда никто не требовал выхода из лона католической церкви. Но вот наследник – должен был быть православным.
Однако, первенец Фердинанда и Марии Луизы – Борис, рожденный в 1894 году, по настоянию супруги был крещен по католическому обряду. В 1896 году, несмотря на противодействие жены, Фердинанд обращает сына в православие – к радости народа и к возмущению Папы Римского Льва XIII, который отлучил болгарского князя от церкви. «Своевременно», надо сказать, как будто в конце XIX века этого кого-нибудь могло сильно смутить. Наверное, Папа жалел, что в довесок, не мог наложить на Болгарию интердикт – это чисто «технически» было невозможно. Давно прошли те времена, когда ради одобрения Римского Папы, некоторые были готовы рискнуть короной – своей и своего сына, как например, Яков (Джеймс) II Стюарт.
Возрождение Болгарии, как независимого государства произошло в 1908 году, 22 сентября Фердинанд был объявлен царем Болгарии.
Про Фердинанда рассказывали странные истории. В 1909 году, царь Болгарии почтил визитом императора Вильгельма II. Во время светской беседы двух государей, в Потсдаме, в Новом дворце, Фердинанд между делом повернулся к окну, и что-то разглядывал на улице, высунувшись из проема. Неизвестно, что взбрело в голову в этот момент императору почти всея Германии, но Вильгельм подошел сзади и игриво хлопнул родственника по заду. Царь Болгарии такого не оценил – и итогом был сорванный оружейный контракт, который в отместку был размещен во Франции.
Несмотря на примирение с Россией, в конечном итоге Третье Болгарское царство, возрожденное именно Фердинандом, чуть больше чем через год после начала Первой Мировой Войны, свалилось в объятия лидера бывшего Тройственного союза. И так как с 14 октября 1915 года в этом альянсе было уже четыре державы (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгарское царство), известен он как Четвертной союз. Эх, ведь даже о том случае в Потсдаме Фердинанд предпочел забыть.
Как же так получилось? Возродив независимость страны, в которой он стал царем (или королем, как принято называть его на Западе), Фердинанд мечтал о возрождении Византийской империи, разумеется, с центром в Болгарии. Но череда внутрибалканских неудач (поражение во второй Балканской войне) размежевала его и с Россией и её европейскими союзниками.
Неудовлетворенные амбиции привели Фердинанда (а заодно и страну, которую он возглавлял) к союзу с Германией. Несмотря на то, что кайзера Вильгельма он не очень любил, австрийского императора Франца-Иосифа - откровенно презирал, османов же ему и вовсе любить было не за что.
«В этой войне, где в рядах врага мы видим столько грозных, зловещих и опасных фигур, есть одна совершенно нелепая. Если бы мы не были так напряжены, можно было бы расхохотаться, глядя на этого гнусного кобургского предателя, с трясущимися руками и напомаженным лицом, спрятавшегося за своими телохранителями-убийцами, с кольчугой под одеждой. Небо не видело более подлого негодяя, и мне даже жаль кайзера, принявшего в свой союз на равных правах столь гнусного правителя».
В таком духе выражался о царе Болгарии, сэр Эдмунд Уильям Госс, английский поэт и публицист. Из всех четверых противников Антанты, Болгария самый необсуждаемый участник альянса. Ну, да была, в союзе, что там «навоевала».
А между тем, вклад-то был огромный. Одним тяжелым махом, к концу 1915 года была разгромлена и оккупирована Сербия, скованна Румыния и высвобождены турецкие резервы – вот к чему привело вступление Болгарии в Первую Мировую Войну. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, но, если бы во главе этой страны, стоял друг России Александр Баттенбург… взглянем на карту. Да Стамбула не так уж и далеко…
И что самое удивительное – Болгария единственная из четверых, кто «вывернулся» после поражения относительно легко и даже сохранила царствующую династию. Да, пришлось вернуть завоеванные территории и выплатить репарации, но Болгарию никто не кромсал на части. А Фердинанд отрекся в пользу своего сына – ставшего царем Борисом III. Кстати, большую часть личного имущества и финансовых средств отрекшийся царь за собой сохранил, удалившись в Германию. Умрет Фердинанд только в 1948 году – пережив и обоих своих сыновей, Бориса и Кирилла, и саму болгарскую монархию Саксен-Кобургов, окончательно рухнувшую в 1946 году.