Найти тему
Известия

Точечные примеры: у НКО могут появиться новые источники доходов

Расширить число источников финансирования для некоммерческих организаций (НКО), у которых есть целевой капитал для инвестиций, намерено Минэкономразвития. В законопроекте, с которым ознакомились «Известия», ведомство предлагает снять ограничение на виды платной деятельности для организации — собственника целевого капитала. Опрошенные «Известиями» эксперты подтверждают, что это ограничение не только мешает НКО зарабатывать, но и является препятствием для увеличения числа таких организаций.

Социальные инвестиции

Минэкономразвития разработало меры поддержки НКО с целевыми капиталами. Это специальные средства, который некоммерческие организации могут инвестировать для получения дополнительного дохода. В России такой капитал (эндаумент) есть, например, у крупных благотворительных фондов AdVita и «Вера», вузов — Европейского университета, МГИМО, МФТИ, СПбГУ, «Сколтеха», музеев — Эрмитажа и Третьяковской галереи. В сфере социальной помощи таких фондов 18, в благотворительности — 12. А всего организаций с целевым капиталом в России более 220.

Предлагаемые поправки в закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» должны снять избыточную регуляторную нагрузку на НКО и дать им возможность более свободно формировать целевые капиталы внутри организации. То есть число таких организаций начнет расти.

Минэкономразвития предлагает изъять из закона указание о том, что собственник целевого капитала может осуществлять только определенные виды платной деятельности — они содержатся в перечне, который в 2007 году утвердило правительство. В него входят, в частности, издание книг, брошюр и газет, различные научные испытания, деятельность в области дошкольного, начального, общего или дополнительного образования, социальные услуги. То есть то, что совпадает с уставной деятельностью организаций.

Сейчас, отмечается в пояснительной записке, этот перечень не актуален. Действительно, в списке нет, например, ничего, связанного с экологической деятельностью. В итоге ни у одной НКО, которая работает в сфере охраны природы, нет целевого капитала. Та же ситуация и с НКО, которые оказывают правовую поддержку.

Упразднение перечня «позволит обеспечить большую эффективность работы организаций и увеличить источники финансирования административно-управленческих расходов, что особенно актуально в текущих экономических условиях», говорится в пояснительной записке к документу.

Непонятный вид деятельности

Из-за существующей нормы НКО с целевым капиталом не могут вести «попутную» деятельность, подтвердила председатель комитета по законодательству Национальной ассоциации эндаументов Ирина Толмачева.

— Отмена ограничения должна стимулировать развитие некоммерческих организаций, которые будут формировать целевой капитал, — полагает она.

Эксперт признала, что пока в России использование целевого капитала некоммерческими организациями — не самый распространенный вариант, так как жертвователи охотнее перечисляют средства на конкретные и понятные виды уставной деятельности. Например, на помощь людям с тяжелыми заболеваниями, а не на стратегическое развитие организаций.

— А целевой капитал — это именно задача на будущее, некое наследие поколений, — сказала она. — Но для НКО фонды целевого капитала — это серьезный источник дополнительной поддержки. В России до революции так работали вечные вклады — благодаря им строились многие больницы.

В России очень небольшое количество социальных организаций с целевым капиталом. Причина — недостаток долгосрочного стратегического мышления, в том числе потому, что обычно у НКО «очень короткие источники финансирования», тогда как целевой капитал — это основа долгосрочной поддержки. Здесь нужно мыслить на десятилетия, считает председатель правления Национальной ассоциации эндаументов, исполнительный директор фонда Европейского университета в Санкт-Петербурге Светлана Лаврова.

По ее мнению, до сих пор хромает и культура благотворительности, которая в СССР воспринималась, «как подачка на паперти». Она также полагает, что «засилье государственной основы во всей социальной сфере» тормозит развитие долгосрочного планирования в благотворительности.

Всё это ведет к тому, что в некоммерческой сфере сейчас недостаточно развит профессиональный менеджмент.

— До сих пор считают, что там должны работать бессребреники, по велению души. Но руководству НКО нужно разрабатывать стратегию, просчитывать юридические планы, всё правильно оформлять, взаимодействовать с донорами и получателями, а это большая профессиональная работа, — отметила она. — И я абсолютно уверена, что эндаументы является основой устойчивости и стратегического развития некоммерческого сектора. Можно человеку дать рыбу, можно удочку, а эндаументы — это завод по производству удочек.

Проблемы сектора

Впрочем, целевые капиталы, как правило, организуют НКО, «крепко стоящие на ногах», полагает профессор РАНХиГС, член Объединенного экспертного совета Фонда президентских грантов Владимир Якимец.

— А у нас большинство НКО до этого не дотягивают, — сказал он. — Среди заявок в Фонд президентских грантов видно, что многим организациям нужен грант, просто чтобы поддержать собственные штаны — продолжить работать. В итоге грант получил — и живешь. Поэтому подавляющее большинство грантов получают маленькие проекты.

Точечной мерой назвала предложения Минэкономразвития председатель комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова.

— То, что предлагается, хорошо, но, конечно, есть и другие проблемы в некоммерческом секторе, — сказала она.

Она напомнила, что в январе Владимир Путин поручил Минюсту и Минэкономразвития заняться совершенствованием нормативно-правового регулирования деятельности некоммерческих организаций. Предложения должны быть представлены к июлю 2023 года.

А Ирина Толмачева напомнила, что в период пандемии речь шла о поддержке только обычных НКО, тогда как про фонды целевого капитала забыли, а теперь «догоняют».

Тем не менее в 2022 году в антикризисном пакете мер правительства были как раз организации с целевым капиталом — для них ввели мораторий на его расформирование: объем чистых активов мог снизиться до критических 50% из-за падения доходов от инвестирования и размеров пожертвований при росте расходов административно-управленческого характера. А для обычных социально ориентированных НКО правительство в рамках плана первоочередных действий в условиях санкций предусмотрело смягчение требований на получение госсубсидий и грантов.