Пару дней назад мы сравнивали кинообразы Раскольникова из бессмертного романа Достоевского "Преступление и наказание". Поэтому, думаю, Вы не удивитесь тому, что сегодня речь пойдет о Сонечке Мармеладовой.
Для начала, по традиции, краем глаза посмотрим, как представлял Сонечку сам Фёдор Михайлович.
Итак, Соня Мармеладова - это бледное, абсолютно несчастное и худенькое создание, совсем ещё ребенок с огромными "ясными" голубыми глазами.
"...худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами."
*******
<...> она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."*
Девушка она кроткая, робкая и пугливая, но при этом тянется помогать всем нуждающимися..
"Та вошла в чрезвычайном удивлении и, по обыкновению своему, робея. Она всегда робела в подобных случаях и очень боялась новых лиц и новых знакомств,
******
"Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!" (Катерина Ивановна, мачеха, о Соне)*
В первую очередь, в помощи нуждается конечно, ее непутёвая семья. Для того, чтобы ее прокормить, Соня "жертвует собой" и становится обладательницей "жёлтого билета".
"Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!.." (Катерина Ивановна о Соне)*
Несмотря на то, что это позорное ремесло ее тяготит и мучает, Соня не попрекает ни своего пропащего отца, ни больную мачеху с тремя детьми. Так же слепо и бескорыстно она отдает себя Раскольникову: уезжает с ним на каторгу, где живет "одною его жизнью".
В конце романа Раскольников понимает, что любит Соню, и они начинают ждать его освобождения:
"...она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья."*
Не могу сказать, что Сонечка мне нравится, но, согласитесь, образ ее, в общем-то, весьма понятный и однозначный.
В гангстерской американской экранизации 1935 года Сонечку сыграла красавица Мэриен Марш.
Что могу сказать: Сонечка образца 30-х с идеальной укладкой и аккуратным макияжем в последнюю очередь похожа на бедную невинную девочку, о которой писал Достоевский. Возможно, актриса и пыталась сделать жалостливое и несчастное лицо, но получается у нее скорее капризно, "бровки домиком, губки бантиком". Хотя в паре с гангстером-Раскольниковым она смотрится, без сомнения, сногсшибательно.
Французы американцев перещеголяли, 20 лет спустя позвав на роль Сонечки...Марину Влади.
То, что Марина Влади прекрасно держится в кадре, конечно, не подлежит сомнению, но Сонечка из нее, даже если отбросить все предрассудки, прямо скажем, никакая. Хорошо получается у нее томно смотреть, да и, пожалуй, все...К сожалению, ни эмоций, ни переживаний, ни актерской игры я в этом исполнении не увидела. Что скрывать, это совершенно не ее роль.
В советской экранизации режиссера Льва Кулиджанова образ Сони воплотила Татьяна Бедова.
В этом фильме вообще замечательный актерский состав и исполнительница роли Сонечки - не исключение. На мой взгляд, Татьяна Бедова - идеальная Соня Мармеладова. Глядя на эту героиню, возникает ощущение, как будто вся грязь ее профессии и тяготы жизни совершенно не коснулись ее чистой души, что полностью соответствует тексту Достоевского.
В финском фильме 1983 года прототипа Сонечки, Еву Лааксо, сыграла актриса Айно Сеппо.
От всего романа в этой экранизации - лишь общая идея, поэтому от классической Сонечки здесь почти ничего не осталось. Ева случайно становится свидетелем убийства, совершенного Раскольниковым, (то есть Антти Рахикайненом) и, стремясь уйти от своего ненавистного любовника, остаётся с непутёвым преступником. В своей роли она убедительна...но это уже не Соня.
В 1998 году очередную экранизацию снимают американцы, а Сонечку здесь играет актриса Жюли Дельпи.
Внешне актриса, может быть, и похожа на Соню, хотя и на десяток лет постарше, но в остальном... То ли это "заслуга" режиссера, то ли самой Жюли, но она совершенно не понимает, как и что играть. Временами ее реакции и поступки кажутся до того нелогичными, что возникают вопросы к ее психическому здоровью. К тому же, эта Соня вовсе не чувствует себя "самой большой на свете грешницей" (как Соня оригинальная), даже "на работу" ходит с некоторым удовольствием, не испытывая по этому поводу негативных эмоций. Что толкает ее к Раскольникову - загадка. В общем, это исполнение в моем списке почётно занимает одно из последних мест.
В статье про Раскольникова я брала для сравнения экранизацию 2002 года режиссера Менахема Голана, но здесь хочу взять другую, британскую, снятую Джулианом Джаррольдом в том же 2002 году. После комментариев решила я и этот фильм посмотреть, и он мне неожиданно... понравился. Сонечку здесь играет Лара Белмонт.
На фоне других, совершенно "клюквенных" англоязычных экранизаций, эта очень выигрышно выделяется. Режиссер понимал, что и как он снимает, и фильм не выглядит как сумбурный пересказ событий.
Образ Сонечки здесь непривычен, но довольно интересен. Мы видим ее и на панели в "рабочем наряде" с каменным лицом, и дома - скромную, тихую и набожную. В общем, может быть, в чем-то эта Соня от книжной далека, но исполнение, как и весь фильм весьма любопытны.
В последней, российской, экранизации 2007 года в Сонечку перевоплотилась Полина Филоненко.
Актриса для роли очевидно вдохновлялась образом, созданным Татьяной Бедовой, но в результате создала что-то самобытное. Мне даже сложно решить, чье исполнение мне понравилось больше. Полина Филоненко более порывиста, но ее образ абсолютного невинного ребенка, вынужденного иметь дело с чем-то отвратительным, невольно подкупает.
Итак, первое место в моем личном рейтинге поделили Татьяна Бедова и Полина Филоненко, но второе (или третье) место уверенно занимает Лара Белмонт.
*"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например: