Итак, дорогие читатели, Орлеанская Дева оказалась в плену. О том, что произошло дальше, мы обязательно поговорим чуть позже и обсудим все возможные теории, в том числе и теорию заговора. А пока наш главный герой - Бастард Орлеанский, и мой рассказ ведется о нем.
После сражения под Компьенем Жан ненадолго вернулся в Блуа: как мы помним, он был официально назначен наместником герцогства и дела требовали его присутствия. Но в этот раз к обычным текущим вопросам добавилось беспокойство о брате - из Англии дошли слухи о тяжелой болезни Карла. К счастью, организм герцога оказался крепким, и старший брат Жана выздоровел. А в благодарность к младшему за спасение Орлеана, а также за всю заботу о землях и людях, на них живущих, Карл пожаловал Бастарду графство Перигор.
В начале весны 1430 года король отправляет Жана в городок Лувье, где бывшие соратники Жанны Ла гир, Жиль де Ре и другие собирают войско для секретной миссии. И вот тут у меня начинаются вопросы, ибо, согласно приказу короля, оригинал которого хранится в национальной библиотеке Франции, миссий у Бастарда было две и для выполнения второй из них Дюнуа получил 3 тысячи ливров (баснословная сумма, равнявшаяся годовому доходу не самой захудалой сеньории). Сумма эта была выделена для совершения путешествия в Руан либо куда-то в его окрестности.
А вот о цели поездки в документе не сказано ни слова. Известно только, что буквально через пару недель король увеличивает эту сумму на 1200 ливров, а в начале лета добавляет к ней еще 600. Что это было? Подкуп кого-то, кто должен был помочь организовать Жанне побег? Кого-то, настолько высокопоставленного, чье имя даже не рискнули написать на бумаге? Тем более, что и Жанна уверяла всех, что ее "голоса", руководившие ею, также обещали ей освобождение. Так или иначе, сейчас мы уже не узнаем, что это была за тайная миссия. (Но, согласитесь, что узнать очень хочется!)
После гибели Жанны Бастард Орлеанский, Ла Гир и остальные, сражавшиеся бок о бок с Орлеанской Девой, продолжили ее дело. Жан Бретонский, породнившись с Иоландой, а значит и с французским королем, стал склоняться на его сторону. Осторожный и двуличный Филипп Бургундский жаловался, что после Руана удача отвернулась от англичан, и тоже стал подумывать о том, чтобы переметнуться на другую сторону вместе с фортуной. В итоге между бургундцами и французами было заключено перемирие.
Французы ушли из Лувье, а Бастард получил кратковременный отпуск в Блуа. К тому времени Жану исполнилось 30 лет. На наш взгляд - совсем молодой человек, а вот по меркам того времени Бастард считался уже человеком в возрасте. Опытный и искусный полководец, глубоко уважаемый подчиненными, хозяйственник, радеющий за целое герцогство и несущий на своих плечах бремя ответственности не только за людей герцогства, но и за братьев, до сих пор томящихся в плену.
Все эти качества по-прежнему делали его неотразимым в глазах как придворных, так и провинциальных дам. Но, наученный горьким опытом брака с Мари Луве, Бастард вновь к алтарю не торопился, что, впрочем, не мешало ему заводить романы. (Как мне кажется, с учетом того, что он практически безвылазно находился в воюющей армии, жениться было и некогда, и рискованно - существовал большой шанс оставить молодую супругу вдовой.)
Карл тоже оценил верность своего вассала и по его приказу Жан стал наместником короля в Центральной части Франции. Как дальше складывалась жизнь Мессира Совершенство мы узнаем в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Предыдущие же части истории можно найти здесь:
Мушкетер XV века (часть 37) Когда предчувствия оправдываются, но возникают слишком поздно
Мушкетер XV века (часть 36) Королевская милость, или Прощание с Жанной и ссылка в Блуа