Как культурно провести вечер? Куда сходить, что посмотреть и какое впечатление от этого получить? Как оказаться в настоящей сказке, которой стоит посвятить не один вечер, а целых два?
То, что современный театр расширяет границы возможностей и восприятия этого вида искусства – давно не новость. А вот насколько - это вопрос. Режиссер «Электротеатра Станиславский» Борис Юхананов демонстрирует не только то, что эти границы бесконечны, но и что их не существует вовсе.
Автором «Пиноккио» является драматург и однокурсник Юхананова - Андрей Вишневский. По мнению Юхананова, это "первый подлинно новопроцессуальный драматург, создающий развивающиеся миры и тексты".
Художником по костюмам в спектакле выступает Анастасия Нефёдова, композитором - Дмитрий Курляндский, хореографом - Андрей Кузнецов-Вечеслов.
В спектакле занята почти целиком вся труппа театра. Роли Пиноккио исполняют две молодые актрисы: Светлана Найденова и Мария Беляева. По словам авторов "Пиноккио", которые задумали сделать подобную постановку еще в 1970-х годах, — это спектакль с чертами метаоперы. Его жанр – мистерия.
Несмотря на то, что «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр» являются единым по сюжету и смыслу произведением, действо разворачивается на сцене театра на протяжении двух вечеров и почти 8 часов. Кстати, в «Электротеатре Станиславский» почти все спектакли – «многосерийные». Зритель сам, по своим силам и желанию решает, что и как ему смотреть. В этом режиссер и худрук театра Борис Юхананов дает гостям полную свободу.
Главный вопрос, который возникает у зрителей в самом начале спектакля, почему Пиноккио два? Более того, раздваиваются на сцене почти все персонажи, текст они тоже повторяют дважды, отзываясь эхом.
Задумки авторов мистерии связаны с мифологией. Двойные персонажи олицетворяют здесь два мира – верхний и нижний, между которыми обитают люди-паяцы. А Пиноккио – именно такой персонаж. Верхний мир принадлежит творцам, нижний – темным личностям. Ангелы, падая сверху, становятся паяцами. Их жизнь бурлит посередине.
Согласно мифологической идее пьесы, рождаешься мертвым, но чуть позже рождается твой близнец – жизнь, и все время тебя догоняет. Так и происходит с Пиноккио. На удвоении речи персонажей и мезансцен строится вся конструкция спектакля. Вначале такой подход удивляет, но потом становится органичным и естественным.
Первая часть постановки - «Лес» - рассказывает о рождении Пиноккио из чрева древа, о его знакомстве с миром, о принятии, но, скорее, неприятии, нового маленького наивного человечка окружающим пространством. Над ним то насмехаются, то издеваются, то пытаются обмануть, а в итоге – почти сжигают. Почти – потому что его, то есть их, отец заново возрождает, или точнее – реконструирует, свое раздвоённое детище.
По моему мнению, первая часть – более легкая для восприятия и понимания. А вот вторая…
Во второй части – «Театр» - уже повзрослевшие Пиноккио мечтают попасть в этот Храм искусства и познать его изнутри. Им предоставляется такая возможность. И на протяжении четырех с половиной часов (с двумя антрактами – так долго идет этот спектакль), они проходят 7 этажей - 7 этапов познания жизни и сути Театра (и 7 кругов ада).
Эта часть постановка очень трудна для понимания. Повествование о познании маленькими человечками Сути Театра в ней перемежается с вкраплениями из новейшей истории. Леонид Ильич Брежнев встречается почти со всеми членами Политбюро СССР, перед зрителями над сценой проносится парад дронов, имитирующий воздушный парад на главной площади страны, несколько провокаций в виде непечатных выражений (которые, тем не менее, очень аккуратны и не вызывают отторжения), ковидремарки на злобу сегодняшнего дня.
Тем не менее, главной нитью спектакля проходит идея о бесконечной, незыблемой любви персонажей, а значит и авторов спектакля, к театральному искусству.
Постановка «Пиноккио» шокирует. И грандиозностью, и размахом задуманного, и техническим обеспечением и воплощением. Здесь присутствуют элементы лазерного и пиротехнического шоу, используются порядка 10 дронов. Впечатляют технические возможности самого Электротеатра в целом, которые позволяют осуществлять столь масштабные и красочные постановки в небольшом помещении, которое в прошлом было помещением кинотеатра на Тверской.
И конечно же – невероятные по красоте, вычурности, экзотичности декорации, костюмы, и грандиознейшие маски в стиле дель арте, в которые одеты персонажи. А также невероятная по оригинальности и пластичности игра актеров. Все это вкупе заставляет зрителей погрузиться в происходящее, стать частью разворачивающейся на сцене мистерии.
Как рассказывали в многочисленных интервью журналистам актрисы Светлана Найденова и Мария Беляева, прежде чем выйти на сцену в этом, казалось бы, простом образе, они, вместе с другими артистами, три года занимались голосовым и пластическим тренингами. За пластику в спектакле отвечал Алессио Нардин – педагог по работе с масками дель арте, специально приглашенный в «Электротеатр» для этой работы из Италии. Все грандиозные маски, представленные в спектакле, также - из Италии. По словам главных героинь спектакля, они настолько вжились в образ Пиноккио, что уже без этих, конечно же, достаточно тяжелых и громоздких масок, чувствуют себя неуютно, как будто «раздетыми».
Что касается голоса Пиноккио – то он немного «буратинный», и одновременно какой-то легкий, отстраненный, неземной. Как делились актрисы с журналистами, репетировали они своими голосами, но нараспев. Однако, выйдя на сцену, нынешний голос Пиноккио родился сам по себе. Более того, в фойе театра три звонка, предупреждающих зрителей о начале спектакля, сопровождаются этим удивительным неземным голоском. Так просто, и так мило.
Чтобы до конца понять и оценить масштаб проделанной всеми участниками спектакля «Пиннокио» работы, необходимо напомнить, что в нынешнем – 2021 году – часть «Пиноккио. Театр» получила национальную премию «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль в драме» и «Лучшая работа художника по костюмам». Этим, по-моему, все сказано...
#электротеатр станиславский, пиноккио