Найти тему
Папирус бывшего жреца

Статуя Демеджи и Хеннутсен, или почему муж "выше" жены?

Эта заупокойная статуя, изображающая мужа и жену, типична для скульптур, выполненных во времена 5 династии Древнего Царства. Главное предназначение скульптуры- находясь в гробнице, служить пристанищем для жизненной силы усопших и принимать подношения от живущих, которые важны для благоденствия в мире загробном.

Статуя Демеджи и Хеннутсена, около 2465-2438 гг. до н. э.Известняк, краска.
Статуя Демеджи и Хеннутсена, около 2465-2438 гг. до н. э.Известняк, краска.

Согласно строгим канонам искусства того времени, мужчина изображен не просто выше, а масштабнее и в более статусной позе. Почему?

В Древнем Египте женщины имели больше прав и возможностей, чем в любом государстве Древнего Мира, включая Рим и Грецию. Однако, их происхождение и роль в обществе всегда отражались на том, как они изображались.

#история древнего мира #древние цивилизации #древние технологии

Демеджи был надзирателем за царскими крепостями в пустынях, граничащих с Дельтой Нила, причем соединял в своих руках как военную, так и хозяйственно-экономическую власть.

Его жена, Хеннутсен, носила важный придворный титул "та, которую знает царь" и была жрицей богинь Хатор и Нейт. Это объясняет, почему она изображена почти равной по высоте ( но сидящему) мужу, а не гордо обнимает, например, всего лишь его колено, как безвестная супруга вельможи Уджа-джера:

-2

Или супруга вельможи Канефера, которая вообще на коленях, что, однако, лишь означает, что она-вдова, и на момент смерти мужа была жива:

-3

Египтяне не могли и представить полноценного загробного существования вне семьи, поэтому широкое распространение получили именно парные статуй супругов. Если жен было две, то изображали обеих:

-4

Со временем суровая традиция показывать иерархию в семье немного ослабла, и не только жёны, но и дети могли изображаться равными по высоте хозяину гробницы:

-5

Интересно, как проблема иерархичности семейных отношений может быть показана в том случае, если супруг в реальной жизни был намного, так сказать, компактнее жены:

-6

Это реалистичная, трогательная статуя древнеегипетской семьи показывает, что наше чувство индивидуальности имеет глубокие и универсальные корни. Это одно из самых ранних произведений искусства в истории, которому, по-видимому, уместно дать название "портрет": скульптурная группа, изображающая карлика Сенеба с семьёй.

Сенеб был невероятно важной персоной: он отвечал за гардероб того самого фараона Хуфу, что построил знаменитую Великую Пирамиду.

Конечно, Сенеб, его жена и двое их детей на самом деле не "сидели" и не позировали для своих портретов. Но скульптура достигает своего трогательного эффекта изображением реальных людей во всей их уникальности, смелым использованием физических фактов. Сенеб был карликом, но это не стесняло его при жизни – как свидетельствует это прекрасное произведение искусства из его дорогой гробницы. Художник намеренно использовал физические различия, чтобы подчеркнуть индивидуальность Сенеба: двое его детей стоят перед его короткой фигурой, вместо ног длиной взрослого человека. Тем временем его высокая, стройная жена нежно прикасается к мужу.