1 октября 1890 года ознаменовалось в станице Нижне-Чирской торжественным открытием военно-ремесленной школы, на котором присутствовали: окружной атаман генерал-майор Греков, представители всех местных правительственных учреждений, граждане станицы, купечество и родители юношей, поступивших в это полезное для нашего округа заведение.
Перед началом молебствия, совершённого соборно тремя священниками, были прочтены официальные распоряжения войскового начальства и приказ по 2 Донскому округу об открытии школы. Затем генерал-майор Греков, обратясь к присутствующим, сказал о цели этого нового учреждения, о возлагаемых на него надеждах и в коротких, но тёплых выражениях закончил своё слово добрыми пожеланиями успеха школе и приглашением присутствовавших помолиться за преуспевание и развитие её.
Не вдаваясь в рассуждение о том, какую громадную пользу должны принести, в смысле сбережения казачьих грошей, будущие полковые мастерские, образованные из мастеров с хорошей подготовкой ремесленных школ, мы уверены, что впоследствии не будет уже места различным подрядчикам, набрасывающимся с жадностью акул на наши полки с предложениями о постройке мундиров, шинелей и прочего, что выполняется ими в большинстве случаев недобросовестно, хотя чрезвычайно дорого. Ремесленные школы в будущем могут превратиться в окружные мастерские, где для казаков сменных команд и вообще для всех наших строевых частей, заблаговременно могут приготавливаться из хорошего материала чистой и прочной работы обмундирование и снаряжение. В данном случае важно ещё и то обстоятельство, что получившие подготовку в военно-ремесленных школах мастеровые, закончив военную службу, внесут свои познания в хутора и станицы. При помощи их, быть может, проникнет в наше сельское население занятие различными ремёслами. В летнюю рабочую, так называемую страдную пору, казак работает в степи как вол; но лишь настаёт длинная зима, он уже не знает, на что и как употребить свой досуг. Кроме возделывания земли, большинство другого труда не знает. Праздность делается невыносимой; чтобы как-нибудь убить время, казак ищет развлечения и находит их в кабаке, изобилующем всевозможными «прелестями»… И случись недород хлеба, – казаки готовы просить у начальства ссуды. Край беднеет, но в то же время не перестаёт наполняться пришлыми иногороднего происхождения, хорошо устраивающими на Дону своё благосостояние, благодаря полнейшему отсутствию ремесленников в среде коренного казачьего населения.
Взгляните, кто эти иногородние: сапожники, полстовалы, овчинники, шорники, кузнецы, коробейники и т. д., которые через несколько лет, по своём водворении, превращаются в зажиточных людей, владеют в хуторах и станицах лучшими угодьями и постройками. При въезде в любой хутор или станицу, вы обязательно увидите 2-3 хороших, раскрашенных усадьбы. Спросите, чьи они, и окажется, что это собственность иногородних, пришедших сюда в одних лаптях, а теперь почтеннейших обывателей. А жалобы между тем уже слышатся, что пришлый элемент казаков стесняет. Но не сами ли станичники, с непробудной спячкой виноваты здесь? Пора станичникам серьёзно и разумно взяться за дело да подумать об улучшении своих хозяйств.
Мы по неволе отвлеклись от прямого сообщения о вновь открытой ремесленной школе. Школа помещена в войсковом здании, которое прежде занимал съезд мировых судей. Здание это заново отремонтировано и приспособлено для мастерских и общежития 20 учеников. Заявивших желание поступить в школу было около 70 человек; из числа их 20, с лучшей подготовкой и более бедных, определены в школу.
С уверенностью в солидной пользе, которую принесёт округу наша военно-ремесленная школа, мы заканчиваем своё сообщение.
Газета «Донская речь» № 116 от 14 октября 1890 года.
Навигатор ← Второй Донской округ
► Подборка "Образование на Дону"