Найти в Дзене
Шахтёр

Знак «Обгон запрещён» – дублируется или не дублируется? Послесловие к публикации.

В комментариях под недавней публикацией с читателем Оскар Нахаленок разгорелся спор по поводу дублирования знака «Обгон запрещён». Точнее – из-за формулировки в ГОСТе и как её трактовать. Речь идёт о ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». По поводу дублирования один из пунктов ГОСТа гласит буквально следующее:

5.1.6 На дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1-1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24, установленные справа от проезжей части, должны дублироваться. Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении, знак 5.15.6 - на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях.
Дорожные знаки по ГОСТ Р 52290-2004.
Дорожные знаки по ГОСТ Р 52290-2004.
Дорожные знаки по ГОСТ Р 52290-2004.
Дорожные знаки по ГОСТ Р 52290-2004.

Собеседник обратил внимание, что для одних знаков сказано – должны дублироваться, а знаки 3.20 и 3.22 – просто дублируются без слова ДОЛЖНЫ. По его мнению знаки «Обгон запрещён» и «Обгон грузовым автомобилям запрещён» на дорогах с одной полосой в каждом направлении не обязаны дублироваться. Хотя логика не совсем понятная, почему ДУБЛИРУЮТСЯ в документе нужно понимать в противоположном значении, т.е. не должны (или не обязаны) дублироваться.

Источник: Яндекс.Картинки.
Источник: Яндекс.Картинки.

Порывшись в Интернете, оказалось, что ситуация среди водителей довольно распространённая. Представим следующее. На двухполосной дороге (по одной полосе в каждом направлении) без какой-либо дорожной разметки водитель быстроходного легкового автомобиля по свободной встречке обгоняет медленно двигающуюся крупногабаритную фуру, закрывшую собой знак 3.20 «Обгон запрещён». Тем самым (по незнанию) грубо нарушает ПДД и попадает «под раздачу» сотруднику ГАИ. Справедливо? Если по совести – однозначно НЕТ.

В предшествующем ГОСТе про дублирование знака, запрещающего обгон, нет ни слова. Не понятно, из каких источников бытует мнение, что знак дублируется, если хотя бы в одну сторону есть более одной полосы движения. Т.е. на трёхполосной дороге знак обязан стоять не только на правой обочине, но и на левой тоже. На четырёхполосной дороге (по две полосы в каждом направлении) на встречку выезжать вообще нет необходимости. Но знак дублируется! Почему же знак не обязан дублироваться на двухполосной дороге, остаётся лишь недоуменно пожимать плечами. Хотя дублирование тут как раз и необходимо. Знак за фурами не видно в любом случае – хоть на двухполосной дороге, хоть на трёх- и т.д.

Я облазил множество сайтов с разъяснениями юристов по поводу требования установки знака «Обгон запрещён» в соответствии с новым стандартом. Их ответы едины – обязательное дублирование на всех дорогах. Другое дело, что дорожные службы ещё не везде продублировали знаки или не спешат дублировать. Но водители тут ни при чём.

Источник: autotonkosti.ru
Источник: autotonkosti.ru
Источник: favorit-motors.ru
Источник: favorit-motors.ru
Источник: автошкола.севастополь.рф
Источник: автошкола.севастополь.рф

Прежде, чем завершить эту тему, закрою немаловажный вопрос, когда дорожная разметка и знак противоречат друг другу. Например, знак запрещает обгон, но при этом разметка прерывистая, разрешающая манёвр. Как поступить в такой ситуации? Правильным решением будет отказаться от обгона, потому что знак главнее и руководствоваться надо им. Если при этом будет стоять ещё и временный знак, то приоритет у временного знака, остальные игнорируются.

Попутно выяснил ещё один спорный момент. Если стоит знак «Обгон запрещён», разрешается обгонять гужевые повозки, велосипеды, мопеды, мотоциклы без прицепа и тихоходный транспорт. Тихоходным транспортом считается ТС (транспортное средство) с максимальной скоростью не более 30 км/ч, установленную заводом-изготовителем. «Засада» тут в том, что если на тихоходном ТС сзади отсутствует опознавательный знак в виде красного треугольника в жёлтой (или красной с более тёмным цветом) окантовке, то такой транспорт тихоходом не считается. И не важно, что его курица пешком обгонит. Не обозначен ТС как тихоход, значит, при знаке «Обгон запрещён» обгонять его нельзя. Однако Верховный Суд и тут поставил точку аж в 2012 году – МОЖНО обгонять даже при отсутствии опознавательного знака.

Выдержка из Постановления Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года. Наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ – штраф 5000 рублей или лишение ВУ от 4 до 6 месяцев.
Выдержка из Постановления Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года. Наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ – штраф 5000 рублей или лишение ВУ от 4 до 6 месяцев.

Следует отметить один нюанс. Если автомобиль по какой-либо причине плетётся еле-еле со скоростью менее 30 км/ч, тихоходным транспортом он не является. Основание: по тактико-техническим характеристикам он может двигаться быстрее 30 км/ч. Если не посчастливилось догнать такую «черепаху» в зоне действия «Обгон запрещён», то тут два пути:

• плестись следом до окончания действия запрещающего знака;

• посигналить и знаками дать понять, чтобы водитель свернул на обочину и пропустил вас.

Экскаватор с опознавательным знаком «Тихоходное транспортное средство»
Экскаватор с опознавательным знаком «Тихоходное транспортное средство»

Такая вот сегодня информационная статья получилась. Укажите, если я где-то в чём-то не прав.

А упомянутый в начале статьи Оскар Нахаленок пусть в комментариях и дальше полагает, якобы знаки 3.20 и 3.22 не должны дублироваться. Его право иметь собственное мнение. Но окажись он в похожей ситуации из прошлой публикации (ссылка ниже), в разговоре с сотрудником ГАИ наверняка поменяет своё мнение и иначе будет трактовать слово «дублируются».

-10