Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Тайны кругов на полях или как спастить от ведьм в купальскую ночь

Праздник Ивана Купалы (24 июня по старому и 7 июля по новому стилю) приходится на летнее солнцестояние, и с этим днем связаны определенные забавы и традиции. О происхождении этого праздника мы писали в предыдущей статье, а сейчас попробуем рассказать о тех обычаях и традициях, что удалось записать в XIX – XX веке.

Особое место в праздновании Купалы занимает ночь перед праздником, сама короткая в году. Считалось, что в эту пору происходит разгул нечистой силы. Колдуны и ведьмы собирались на шабаши, например, на Лысой горе в Киеве, а также на болотах и деревьях, где, видимо, готовили свои злые козни.

Одним из распространенных злодеяний ведьм и колдунов была порча урожая и скота у крестьян в ночь Ивана Купалы. Помните строки из сказки «Конек-горбунок» — «кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить»? Вот чем-то подобным и занимались ночью колдуны и ведьмы. Т.е. выходили в поле и «шевелили», но только не пшеницу, а в основном рожь. Такое занимательное занятие называлось — «пережины (прожины)», когда в полях выстригали или сминали дорожку колосьев и устраивали «заломы». «Заломы» (они же — кукла, венок, завитка, закрутка и т.п.) представляли собою связанные в узел пучок колосьев. Дорожки из скрученных подобным образом растений могли быть шириной в палец, пересекавшие поле крест-накрест.
Иногда такие срезанные колосья располагались вокруг поля и имели нечётное число сжатых кругов. Крестьяне такие художества описывали как узкие тропиночки «величиной с блюдце», по которым через каждые два шага была срезана горсть колосьев на пол-аршина (35-36 см.) от земли.

Неужели русские крестьяне подавали сигнал в космос таким своеобразным образом? Но, нет, обойдемся без НЛО и прочих зеленых человечков. Впрочем, странные человечки в канун Ивана Купалы, согласно поверьям, в полях всё же были. Колдуны, а чаще ведьмы, которых называли «пережинщиками» одевали белое одеяние и выходили в поле, где из пшеницы устраивали «заломы», «кресты» и «закрутки», представлявшие собой горсть связанных или сломанных колосьев.

Порой в рассказах крестьян пережинщиков «подменяли» лешие и иные темные сущности. В Костромской губернии таких «пережинщиков» называли «стригами» (от глагола – «стричь»), но никакого отношения к «стрыгам» - упырям и демонам Польши и Западной Украины, отметившихся в «Ведьмаке» они не имели.

В основном такими странными делами в полях занимались женщины. Этнографические записи XIX века приводят следующие свидетельства из различных областей России, когда ведьма с ножницами в руках ходила ночью среди хлебов, состригая лучшие колоски;, была одета во все белое (либо полностью обнажена), срезала серпом колосья (сколько захватит рука), двигаясь с одного угла поля до другого. Колдуны же, согласно рассказам крестьян, явно занимаются, чем-то вроде «художественной гимнастики» делая пережин порою «вися в воздухе вниз головой». Согласно поверьям севера России, такие номера откалывать, помогала нечистая сила, держа колдуна за ноги, когда он срезал колосья.

Согласно калужским поверьям, колдунья могла привязать к левой ноге крохотный серп и шла с ним через поле, сжиная стебли ржи. Целью таких специфических манипуляций было завладение крестьянским урожаем с того поля, над которым и совершался обряд. Более того ритуал должен был лишить крестьянина не только ржи, но и плодородия своего поля.

Колдун или ведьма, перед тем как отправиться в ночь на Ивана Купалу пережинать чужой урожай открывали двери помещений, где обычно хранилось зерно, поскольку предполагалось, что во время колдовского действия хлеб с чужой полосы сам будет «сыпаться в сусеки». Чтобы хлеб никогда не переводился в житницах пережищика, ему следовало найти и пережать лучшие колосья, к таким колосьям относились споринки — стебли с несколькими колосками.

У восточных славян споринок (спорыш, спорынья) считался символом плодородия. Разыскав и собрав спорые колосья, колдун тем самым мог «вынять спорину у других домохозяев и иметь ее у себя.\
После этого колдун брал эти колосья и относил на свое поле или же привязывал в собственном амбаре. Такое колдунство должно было в течение всего следующего года приносить хозяину урожай. В общем, на что не пойдешь, чтоб не помереть с голоду…

Крестьяне как могли боролись с такой колдовской напастью. Для противодействия злокозненному чародейству и магии в поле прямо на месте возможного преступления, крестьяне проводили купальскую ночь.

Главы семейств, брали защиту семьи от голода в свои руки, для чего вооружались косами и прятались во ржи. И если вдруг вдоль поля начинали носиться колдунья, то выскакивали из засады и пытались подсечь ноги ведьме.

На следующий же день проводилось наблюдение, вдруг какая женщина нежданно захромала. Если ни с того ни с сего, стала крестьянка хромать после Купальской ночи, значит прославлялась как ведьма и колдунья.

Еще одним антиколдунским методом было собрание веселой толпы молодежи, зажигавшей костры. Ведьма уже не решалась подойти к полю, видя такую толпу и горящие костры. Молодежь же пела песни, чтоб отпугнуть ведьму. На псковской земле была записана песня такого содержания:
"Иван да Марья, на горы Купаля
Иван Марью кличет, Иван Марью кличет:
- Неси, Марья, ключи, неси, Марья, ключи.
Замкнем ведьме голос, замкнем ведьме голос,
Чтоб ведьма по полю, ведьма не летала".

Если на поле были заломы и пережины, то приглашался священник или знахарь, чтобы снять проклятие. Лишь после этого крестьянин мог приступить к работе, иначе же, прикоснувшись к залому или пережину мог заболеть или помереть. Такая вот техника безопасности от колдовства в условиях сельской местности.

Рассказы крестьян донесли до нас и поверье как добыть в Купальскую ночь средство для невидимости, своего рода «шапку-невидимку». Для начала следовало найти черную кошку. Затем несчастную кошку следовало сварить в котле. Сам котел должен находиться в бане, топящейся по черному. Кости несчастной кошки следовало внимательно перебрать: каждую протирали полотенцем и смотрели через нее в зеркало. Та кость, через которую человек, держащий ее, не увидит своего отражения в зеркале, и является предметом поисков - она дает возможность своему хозяину быть невидимым для других.

Исследователи, анализируя собранный этнографический материал пытались и пытаются найти в нем некий исконный еще дохристианский смысл и увидеть за крестьянскими суевериями, записанными в XIX и XX веке обычаи и ритуалы почти 1000-летней давности. Например, одна из последних предполагаемых реконструкций (Г. И. Площук) обрядов на Купальскую ночь, связывает их с почти забытыми ритуалами славянских волхвов, которые сжиная колосья пшеницы старались сделать последующий хозяйственный сезон плодородным.

Однако, фольклорный материал, записи бесед крестьян XIX-XX века дает возможность увидеть суеверия и обычаи этого времени. Чтобы восстановить ритуалы века этак Х-го нам нужны либо письменные источники той эпохи, либо машина времени, чтобы слетать туда и посмотреть, как и зачем творили свои ритуалы славянские язычники.

Автор - Дмитрий Тихомиров