Найти в Дзене
NOIR

Почему Сталин запретил всем военнослужащим вести дневники, вне зависимости от звания и занимаемой должности

Сегодня известно, что с момента начала Великой Отечественной войны, военнослужащим Красной армии вне зависимости от звания и занимаемой должности, было запрещено вести личные дневники. Однако официального общевойскового приказа, запрещающего вести личные записи отдано не было. Cчитается, что распоряжение о запрете было отдано негласно самим Сталиным и на это было несколько причин.

После гражданской войны и революции, пришедшие к власти большевики стали последовательно переписывать историю, сжигались и запрещались книги, редактировались воспоминания. Единственное, что в данном случае не поддается цензуре - это дневники с личными воспоминаниями

Советская пропаганда выставляла бойцов Красной армии как рыцарей, сражавшихся против имперских угнетателей. Однако если обратиться к воспоминаниям ветеранов Гражданской войны, то там не все так однозначно В их личных воспоминаниях полно переживания боли и страданий, нравственный надлом и разочарования, которые не могли не отразиться на страницах дневников. Этим дневники и были опасны. Они выставляли свое время в неприглядном свете, в жесткой борьбе за существование и политическом неравноправии.

Военные всегда были приближены к трону. Вождь на них опирался, и они много знали. О самом Сталине, о его планах, о состоянии армии и тыла. Конечно, все это находило отражение на страницах дневников,

Сталин это прекрасно понимал и по мнению историков одной из причин негласного запрета стало желание скрыть от мировой общественности плачевное положение войск Красной армии в самом начале войны.

-2

Вторая причина запрета заключалась в конфиденциальности. Как вспоминают ветераны Великой Отечественной, командиры обосновывали запрет на ведение дневников так - записи, в которых указывается количество потерь, перемещение войск, качеством снабжения может стать для гитлеровцев куда более ценной информацией, чем им они думают. Но куда большую ценность для врага могли представлять дневники офицеров и генералов. И Сталин не зря опасался, так как на начальном этапе войны довольно большое количество командного состава угодило в немецкий плен.

Так осенью 1941 г. в руки фашистов попал дневник погибшего Ивана Шабалина, являвшегося майором НКВД, в котором он описывал всю тяжесть сложившейся ситуации на фронте. Гитлеровцы перевели его на немецкий и использовали как инструмент пропаганды.

Но не смотря на бдительность соответствующих органов, некоторые все же вели дневники на свой страх и риск. Правда прятать на передовой их было негде и солдаты засовывали тетради с записи за пазуху или в сапоги. Порой эти дневниковые записи попадали совсем не в те руки. Так порой сами же сослуживцы стучали на своих товарищей в политотдел. Так исследовательница Любовь Виноградова в книге о летчицах Великой Отечественной рассказала о случае, произошедшем с начальницей штаба авиационного полка. В ее якобы случайно обнаруженных записях нашли нелицеприятные оценки командования. И парторг, естественно, тут же отправил эти записи куда следует.

Что же касается немецких солдат, то им вести дневники никто не запрещал. По всей видимости руководство Третьего Рейха полагало, что личные записи с передовой о том, как они покоряли Советский Союз в будущем станут настоящей гордостью для потомков. Но все сложилось иначе.

-3

Наш Telegram канал: https://t.me/joinchat/VFwrfBZgfHUfQldh

Окрыленные быстрой победой над Европой гитлеровцы уже в 1941 г. подМосквой получили такой отпор, что настроения в рядах Вермахта быстро поменялось. Пафосные строки о героизме и исключительности арийской нации в их дневниках быстро сменились депрессивными, в которых прослеживался страх, отчаяние и ненависть к высшему руководству Рейха, которое отправило их в этот ад. В итоге, начиная уже с 1942 г. немецкое командование стало подвергать цензуре не только личные записи солдат, но и письма, которые они отправляли на Родину.