Найти тему
НПАП №1 Икарус

Икарусы семейства 500

Оглавление

Автобусы Ikarus с индексом 5ХХ представляли собой машины совершенно разных производственных линий. Если все "двухсотые" были объединены общими кузовными элементами и (в меньшей степени) агрегатами, то у "пятисотых" встречаются совсем не похожие друг на друга экземпляры, иногда представляющие собой машины совершенно разных серий. Попробуем разобраться и немного систематизировать всю эту "разношерстную компанию"..

▲ Ikarus 554
▲ Ikarus 554

Начнём с более ранних машин, которым индексы присваивались без привязки к каким либо сериям.

Ikarus 555 (1957). Экспериментальный туристический/междугородный автобус длиной 11 метров с несущим кузовом. 53 места. Построен в одном экземпляре.

▲ Ikarus 555
▲ Ikarus 555
В разное время под этим индексом существовали две разные машины

Ikarus 557 (1962). Туристический/пригородный автобус, создававшийся параллельно с сочленённым городским автобусом Ikarus 180 (1961) и имевший с ним общие элементы кузова и шасси.

▲ Ikarus 557
▲ Ikarus 557

Ikarus 556 (1963). Городской/пригородный автобус длиной 10,885 метра, созданный на основе сочленённого городского автобуса Ikarus 180 (1961).

▲ Ikarus 556
▲ Ikarus 556

Ikarus 550 (1965). Экспериментальный туристический автобус, разработанный как замена не вполне удачному Ikarus 557. Послужил основой для проектирования автобуса Ikarus 250. Построена одна машина. Для второго экземпляра был изготовлен только кузов.

▲ Ikarus 550
▲ Ikarus 550

Автобусы с упрощенными кузовными элементами, изначально оптимизированные для SKD/CKD-сборки в развивающихся странах.

Большая часть данных автобусов была поставлена странам-заказчикам именно в виде машинокомплектов. Особенностью этих машин было применение более выносливого рессорного шасси, как правило импортного производства. Общим для данных машин было расположение двигателя - спереди, вертикально.

Данное подсемейство было начато в 1973 году выпуском моделей Ikarus 668 и Ikarus 669. Так как эти машины формально не подпадают под тему сегодняшней статьи, то, возможно, мы их упомянем в другой раз.

Ikarus 551 (1974-1976). Междугородный/пригородный автобус длиной 10,63 м. Первый серийный Ikarus на шасси Scania. 41/10 мест.

▲ Ikarus 551
▲ Ikarus 551

Ikarus 552 (1974-1976). Городская разновидность модели Ikarus 551. 27/37 мест. Обе модели предназначались для Ирака. Общее число построенных автобусов обеих моделей - 297 экз.

▲ Ikarus 552
▲ Ikarus 552

Ikarus 553 (1974-1981). Пригородный/междугородный автобус длиной 6,3 метра на шасси Saviem (для Ирака и Мадагаскара) и Avia (для ЧССР и Венгрии). Вместе с разновидностью MR002 построено 4408 экз.

▲ Ikarus 553
▲ Ikarus 553

Ikarus 554 (1976-1985). Городской автобус длиной 11 - 11,845 метров на шасси Scania или Volvo. 29/62 места. Поставлялся в Ирак и Анголу. Всего построено 781 экз.

▲ Ikarus 554
▲ Ikarus 554

Ikarus 555 (1976-1988). Пригородный автобус длиной 11 - 11,83 метра на шасси Scania или Volvo. 44 места. Поставлялся в Ирак и Анголу. Всего построено 4050 экз.

▲ Ikarus 555
▲ Ikarus 555

Ikarus 559 (1976-1978). Городской/пригородный автобус длиной 11 метров на шасси Csepel. Предназначался для левостороннего движения. 50/43 места. Поставлялся в Танзанию в количестве 4 экз.

▲ Ikarus 559
▲ Ikarus 559

Ikarus 549 (1977). Опытный городской автобус на шасси Csepel. 41/32 места. Построен один экземпляр.

▲ Ikarus 549.K1
▲ Ikarus 549.K1

Далее рассмотрим машины с кузовами серии 200, но построенные на импортном, либо специально разработанном шасси.

В данное подсемейство для развивающихся стран также вполне вписываются такие автобусы, как Ikarus 238, Ikarus 271 и ряд других "двухсотых", но по каким-то причинам они относятся к другому семейству, несмотря на схожий конструктив.

Ikarus 548 (1980-1990). Городской/пригородный автобус длиной 11 метров с передним расположением двигателя на шасси Csepel. Подвеска с применением листовых рессор. 37/48 мест. Построено 12 экземпляров, все из которых остались в Венгрии.

▲ Ikarus 548
▲ Ikarus 548

Ikarus 558 (1976). Автобус специального назначения с задним расположением двигателя на шасси Scania. Изготовлен в единственном экземпляре. Поставлен в Ирак.

▲ Ikarus 558
▲ Ikarus 558

Ikarus 577 (1980-1989). Автобус длиной 11,5 метра с задним расположением двигателя на шасси Scania для Ирака. Изготовлено 1194 экземпляра в различных модификациях как для городских, так и для междугородных перевозок.

Интересно, что в самой Венгрии изготовили только 8 автобусов. Все остальные собирались в Ираке.
▲ Ikarus 577  /// фото: соцсети
▲ Ikarus 577 /// фото: соцсети

Ikarus 579 (1987). Междугородный автобус длиной 12 метров с задним расположением двигателя на шасси Mercedes. Серийно не строился. Предполагаемое количество изготовленных машин - 2 экз. Один автобус поставлен в Ирак.

▲ Ikarus 579
▲ Ikarus 579

Теперь линейка, уже системно относимая заводом к серии 500. Это так называемые мидибасы на шасси разных производителей.

Ikarus 506 (1987-1991). Автобус длиной 4,6-4,775 метра на шасси GME и Isuzu. Сборка производилась в Египте. Изготовлен 901 экз.

▲ Ikarus 506
▲ Ikarus 506

Ikarus 521 (1988-1989). Автобус длиной 6,840-6,95 метра на шасси VW для Германии (14 экз.) и Австрии (1 экз).

▲ Ikarus 521
▲ Ikarus 521

Ikarus 542 (1997). Автобус длиной 7,42 метра на шасси Mercedes и ЗиЛ. Количество построенных машин неизвестно.

▲ Ikarus 542
▲ Ikarus 542

Ikarus 543 (1979-1999). Самая многочисленная модель в подсемействе. Изготавливалась на шасси разных производителей в 23 модификациях. Сборка осуществлялась как в Венгрии, так и в странах-заказчиках. Произведено 2175 экз.

▲ Ikarus 543
▲ Ikarus 543

Ikarus 545 (1989-1995). Автобус длиной 8,085-9,005 метра на шасси IFA и ЗиЛ. Собрано 14 машин для России (12 экз.) и Венгрии.

▲ Ikarus 545
▲ Ikarus 545

Ikarus 546 (1991-1995). Автобус длиной 7,62 метра на шасси Renault. Поставлялся в несколько стран. 15 машин осталось в Венгрии. Всего построен 41 экз.

▲ Ikarus 546
▲ Ikarus 546

Краткий обзор семейства 500 завершён. Данная компиляция не является исчерпывающей, но, надеемся, поможет заинтересованным читателям составить представление о некоторых малоизвестных автобусах марки Икарус.

Всем спасибо! До встречи на нашем канале! Ikarus örökké!

-23

Компиляция и текст: Сергей Иванов.

Фото: архив Ikarus, если не указано иное.

Все сведения взяты из открытых электронных и печатных изданий.

Заимствование материалов данной статьи, частичное или полное, возможно только с согласия автора и указанием первоисточника.