Нормативного метода измерения морозостойкости асфальта не существует. Тем не менее, в практике дорожного строительства определяется коэффициент морозостойкости асфальтобетона.
Этот показатель – не очень объективный. Он позволяет замерить потери структурной прочности асфальта при заморозке и оттаивании, но не отражает всех особенностей эксплуатации покрытия в морозы.
Определяется он таким образом:
- Берут образцы асфальта – уплотненные в лаборатории или вырезанные из покрытия – и определяют их предел прочности при сжатии при температуре 20°С.
- Затем асфальт в течение 1 часа насыщают влагой в вакууме, после чего выдерживают в воде еще 30 минут.
- Образцы переносят в морозильную камеру и замораживают в течение 3 часов при температуре -20°С.
- Замороженные образцы оставляют оттаивать на воздухе в течение часа, затем 2 часа выдерживают в ванне с водой комнатной температуры.
- Цикл заморозки-оттаивания повторяют необходимое количество раз: 25, 50, 100 или более.
- После окончания испытания снова фиксируют предел прочности при сжатии для каждого образца.
- Коэффициент морозостойкости Kмрз вычисляют по формуле:
За коэффициент морозостойкости для всей асфальтобетонной смеси берется среднеарифметическое полученных значений. Оно округляется до двух знаков после запятой.
В продолжении статьи мы посмотрим, какие показатели считаются оптимальными для асфальтов разных марок.
Требования к морозостойкости асфальта
Определение морозостойкости не входит в перечень стандартных испытаний асфальтобетона. Следовательно, и в ГОСТах значения этого коэффициента не нормируются.
Однако существуют другие документы, на которые инженеры-дорожники опираются при проектировании составов АБС. В частности, это методические рекомендации СоюзДорНИИ по повышению морозостойкости асфальтобетонных покрытий.
В них приводятся такие значения коэффициента морозостойкости для асфальтов разных марок:
Предполагается, что асфальтобетон с такими показателями будет демонстрировать хорошую морозостойкость при температурах вплоть до -50°С.
Конечно, нужно учитывать, что реальные условия эксплуатации асфальта гораздо суровее лабораторных. Например, в испытании на морозостойкость не учитывается обработка дорог противогололедными реагентами. А ведь они тоже вносят свой вклад в разрушение покрытий. Это значит, что асфальт, рассчитанный на 100 циклов заморозки и оттаивания, на практике начнет терять прочность гораздо раньше.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #морозостойкость асфальта #морозостойкость асфальтобетона #полезные советы #морозостойкость #морозостойкость бетонной смеси