На днях британо-голландская нефтяная компания Royal Dutch Shell заявила, что намерена перенести свою штаб квартиру из Нидерландов в Великобритании, а также сменить название. Акции по-прежнему будут размещаться на биржах Амстердама, Лондона и Нью-Йорка.
Власти Нидерландов в шоке. Уходит большой налогоплательщик, переедут из страны и ценные сотрудники.
Зачем Shell покидает Нидерланды и меняет название? Быть нефтяной компанией сегодня непросто. На тебя каждый день обрушиваются экологические активисты и инвесторы.
Месяц назад хедж-фонд Third Point известного американского инвестора Дэна Лоуба призвал Shell разделиться на две части. Одной из автономной компаний перешли бы предприятия нефтепереработки, второй — подразделения, использующие возобновляемые источники энергии. Фонд считает, что раздел компании привлечет инвесторов к покупке акций, которые сейчас оцениваются как экологически неблагоприятные.
Ранее этот фонд «кошмарил» Intel и Nestle, требуя от них изменения стратегии. Интересно, что в каждому случае фондовому рынку нравились инициативы и акции компаний росли на таких новостях.
Но если бы речь шла только об инвесторах, переезд не имел бы смысл – фондовые рынки глобальны, скрыться от фондов и экоактивистов не получилось бы. Кажется, есть еще причина. В мае этого года суд Нидерландов обязал Shell почти вдвое сократить объем выбросов СО2 на 45% к 2030 году. Это, похоже, первый в мире прецедент климатического решения от суда.
Истцами по этому делу выступали нидерландское подразделение движения «Друзья Земли», около 17 тыс. граждан и еще шесть организаций, которые требовали, чтобы «суд обязал загрязняющую транснациональную корпорацию выделять меньше CO2 ради сохранения климата». Сама организация назвала решение суда Гааги «исторической победой». Shell понял, что если уже суды занимаются экологией в Нидерландах, то лучше покинуть эту страну.
А что касается смены названия, то бренд Shell, основанный в 1907 году, похоже, через 100 лет стал токсичен. Видимо, руководство не верит, что PR и маркетинг могут изменить его восприятие у общества. Ассоциация с нефтью очень сильная. Другой нефтяник - норвежская Statoil сменила название на Equinor еще в 2018 году.
По материалам СМИ, мнение редакции "РАЛЬФ". Вложения на фондовом рынке могут быть рискованными. Публикации не должны быть единственной основой для инвестиционного решения. Больше материалов в нашем телеграм-канале: https://t.me/RalfLive