Найти тему
Вестник истории

Они слишком много лгали, пользуясь моим именем»: почему мемуары советского военачальника Брусилова запрещали в СССР

Краткая биография

Алексей Алексеевич Брусилов происходил из богатой дворянской семьи. Отец его дослужился до генерал-лейтенанта, и мальчик пошёл по его стопам.

В 24 года получил свои первые ордены – Святого Станислава 3-й и 2-й степеней и Святой Анны 3-й степени, отличившись при взятии турецких крепостей. Карьера быстро шла в гору, а Карл Маннергейм, генерал русской армии, впоследствии вспоминал о Брусилове так:

«Он был внимательным, строгим, требовательным к подчинённым руководителем и давал очень хорошие знания. Его военные игры и учения на местности по своим разработкам и исполнению были образцовыми и донельзя интересными».
Генерал Брусилов
Генерал Брусилов

Во время Первой Мировой войны командовал поначалу 8-й и 3-й армиями, а с 1916 г. был поставлен главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта. Благодаря блестяще проведённой им летом операции, вошедшей в историю под названием Брусиловского прорыва, фронт на 120 километров был продвинут в глубь территории противника, а методы, применённые генералом, были повторены в ходе наступательных операций Красной армией в годы Великой Отечественной.

Смещение Николая II было горячо поддержано Брусиловым; впоследствии он вступил в Красную армию, а с мая 1920 г. возглавил Особое совещание, которое вырабатывало рекомендации по укреплению Красной армии.

Скончался Брусилов в 1926 г. от воспаления лёгких. Уже после смерти были выпущены его книга под названием «Мои воспоминания», первую часть которой он написал в 1922 г., а вторую часть, так и неоконченную, записывала с его слов супруга.

-2

Запрет книги

Если первый том был издан в СССР в 1929 г., пусть и подвергнутый цензуре в ряде мест (касающихся оценок Брусилова, даваемых большевизму), то второй вплоть до 2001 г. полностью так и не выходил. Его публикация запрещалась во многом из-за резко-отрицательного отношения к установившемуся в России после октябрьской революции (называемой автором не иначе как переворотом) режиму. В частности, к предисловию второго тома Алексей Алексеевич отмечает:

«Но я опасаюсь, что все, что я вспоминаю на этих страницах, что я пережил за эти годы, будет уничтожено в Советской России. Они слишком много лгали, пользуясь моим именем. А я бы хотел, чтобы в новой России наши потомки знали правду, и прошу сохранить до моей смерти все, что успел продиктовать».

Со слов Брусилова, например, выходило, что, вопреки заявлениям большевиков, небоеспособные войска на фронтах Первой Мировой не имели никакого понятия ни о коммунизме, ни об Интернационале. Единственное, чем привлекали их большевики – обещаниями, что, вернувшись домой, они будут жить «свободно, не платя никаких налогов, ни податей, не признавать никакого начальства», и были убеждены, что «только именно в этом состоит программа большевистской партии».

-3

Нелестные характеристики даются, со слов начальника Центрального государственного военно-исторического архива СССР, изучавшего рукопись в 1948 г., и Ленину и другим руководителям партии, включая Дзержинского, что не оставляло «сомнений в двурушничестве генерала Брусилова и его контрреволюционных взглядах, не покидавших его до самой смерти».

Впоследствии, однако, отношение ко второму тому было несколько пересмотрено. В начале 60-х гг. Главным архивным управлением при Совете Министров СССР была проведена дополнительная экспертиза рукописи второго тома, которое сделало выводы, что вдова Брусилова сама написала эту часть воспоминаний, будто бы пытаясь тем самым оправдать мужа перед белоэмигрантами.

Ряд современных историков, в то же время, пытается оспорить это заявление экспертизы, считая, что вторую часть «Воспоминаний» так же, как и первую, написал сам генерал.

(с) Zeist

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!