Найти тему

По следам мамонта

О том, что волосатый гигант, напоминающий слона, был современником человека в каменном веке, знает каждый школьник. Ростом до трех с половиной метров, с огромными бивнями, он наводил ужас на наших предков, пока они не научились охотиться на него. Но прошла эпоха похолодания, ледники начали отступать, и самый яркий представитель фауны ранней истории человечества, неизвестно почему, исчез с лица Земли. Однако не бесследно. Редкий музей не может похвастать хотя бы одной-двумя его косточками, порой весьма внушительных размеров. Есть они и в нашем городском музее. Конечно, трудно представить себе мамонта, пасущегося на склонах Денежкина Камня. И тем не менее…

Два года назад (на момент написания статьи в 1998 году — Прим. ред.) Свердловский областной краеведческий музей издал сборник статей под общим названием «Из истории уральского золота» (Г. Екатеринбург. Банк культурной информации, 1995 г.), где последним из 26 материалов помещена статья А.И.Улитко «Местонахождения останков мамонтов в четвертичных отложениях рек Среднего Урала». Вы, вероятно, спросите, при чем тут мамонты, если сборник-то об уральском золоте? Оказывается, очень даже при том, потому что первые известные находки останков мамонтов связаны как раз с добычей золота на уральских реках и речках. Первую такую находку (зубы и кости) музей уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) получил еще в 1871 году с Быньговского завода. Обнаружили ее в илистом песке-речнике, лежавшем под золотоносным пластом в заводском пруду. Зимой 1888 года бивни мамонта нашли в отложениях речки Березовки под Екатеринбургом при разработке золотых россыпей...

Дальше — больше. До 1924 года золотодобытчики Среднего Урала передали в музей более 100 костей мамонта. Но потом поступлений не стало, как отрезало. Скорее всего не потому, что кости не попадались, а потому, что перестали обращать на них внимание. Ведь не секрет, что при вскрышных работах в Якутии, к примеру, в зоне вечной мерзлоты такая находка совсем не редкость. Но если о них сообщать куда следует, то работы придется на какое-то время остановить. Пока приедут ученые да организуют раскопки — потеря времени и средств. Кому это сейчас нужно-то!

Оказывается, очень даже нужно. Автор статьи указывает:

«Костные останки мамонтов и других млекопитающих верхнепалеолитического фаунистического комплекса являются важными объектами для биостратиграфии. Они также дают возможность определить возраст лучших золотых россыпей Урала».

Для науки, конечно же, важно точно установить, какой зверь и когда жил в конкретном месте.

В связи с этим вспоминаю публикацию, которая утверждала, что при обследовании Петропавловской пещеры уже в нашем столетии на дне ее были обнаружены кости давно вымерших животных в очень даже приличном состоянии. Кто знает, чьи они... Может, так и лежат до сих пор, и дело за малым: узнать точно, какая из пещер «Петропавловская», пригласить сюда ученых, вскрыть вход в пещеру и убедиться, что все это так и есть.

А в какую пещеру следует идти за костями — в ту, что под церковью или в ту, что в скале Грюнвальда — вопрос далеко не так прост, как его представил нам И.И.Плотников в своей статье «О пропавшей пещере» в 15-м выпуске «Ваграна» (1997 год — Прим. ред.). Но это отдельный и непростой разговор. Точку в нем когда-нибудь поставят палеонтологи и геологи, если, конечно, найдутся деньги для исследований. А пока вернемся к нашим мамонтам.

Кости их находят чаще всего в поймах рек. Как пишет автор сборника, долины и поймы с их богатой растительностью были важной кормовой базой для животных. Однако «реки же зачастую были и причиной гибели этих животных, которые гибли поодиночке и группами во время сезонных паводков и наводнений, под оползнями или же проваливались под лед». А уж реки делали свое дело: скрывали погибших в своих отложениях, обнажали и снова скрывали. И то и другое на Урале встречается как на западных его склонах, так и на восточных. Вот что говорит далее автор (цитирую дословно):

«Небольшое количество местонахождений костных останков мамонтов происходит из четвертичных отложений рек восточного склона Среднего Урала. Самые северные находки в Свердловской области были сделаны на р. Лозьва близ г. Ивдель и д. Новый Вагиль Гаринского района. Имеется упоминание о находке целого скелета мамонта на берегу р. Лозьвы в 7 км от села Шабурово Гаринского района. Скелет был вымыт из двухметрового слоя торфа, покрытого глиной. Из четвертичных отложений р. Сосьва, размываемых самой рекой, у п. Гари было извлечено большое количество костей и зубов мамонтов, 16 из которых хранятся в коллекции Свердловского областного краеведческого музея. Кстати, директору нашего городского музея С.И. Литосовой удалось привезти оттуда кое-что (на момент написания статьи — Прим ред.). Известны находки костей этих животных и на притоках Сосьвы. Это зубы и бивни, найденные на р. Турья близ г. Карпинска, на р. Какве в окрестностях г. Серова и ее притоке — речке Замарайке в одноименной деревне, а также в верховьях р. Лобвы около поселка Кытлым».

Как видите, мамонты любили наши леса и горы. Мало того, они кормились в поймах Сарайной и Ваграна. И доказательство тому — находки североуральцев, переданные в городской музей. Одну кость (зуб) принесли ребятишки из района «Комсомольской» пещеры, что на правом берегу Ваграна по дороге на Коноваловку, другой зуб принес хозяин одного из гаражей, что стоят на берегу Сарайной в районе магазина «Урал». Он нашел его, когда строил здесь погреб. А часть бивня обнаружил экскаваторщик при строительстве путепровода по улице Пирогова: бил «бабой» грунт, при ударе отскочило что-то белое. Экскаваторщик понял, что это не доска, а что-то другое. Не поленился, слез в траншею, заполненную грязной жижей, и вытащил бивень. Еще один осколок бивня был сдан в шестидесятых годах в музей школы №8 родителями учеников. Его нашли в районе Черемухова, а теперь он в городском музее. (О других археологических находках можно прочитать здесь: «Уникальные находки из далекого прошлого», «Тайны Усольцевской пещеры», «Ада и Олег Лишины: люди и пещеры», «Первые люди на Северном Урале» — Прим. ред.).

Бедренные кости мамонта
Бедренные кости мамонта

Такие находки в нашей области были и в шурфах, и в карьерах — везде, где были задеты отложения четвертичного периода. Но чаще всего при разработке золота. Всего учеными зафиксировано около 120 мест, где что-то находили, еще 50 находок не имеют места привязки, и все это вместе составило 400 останков мамонта. В большинстве это единичные находки, но были и крупные захоронения, например, у п. Гари. К сожалению, большая часть захоронений была уничтожена. А вообще, как утверждает А.Улитко, останки мамонтов на Среднем Урале можно встретить почти везде, где есть условия для их захоронения.

И если вдруг где-нибудь у речки вы запнетесь обо что-то, не похожее на обычный булыжник, будьте бдительны: вдруг это кости мамонта?

Георгий Зыков. Историко-краеведческий выпуск «Вагран» №22 от 2 марта 1998 года