Найти тему
Кубань.RU

Как Сбербанк довел до разорения успешного кубанского фермера

Фермерское хозяйство было продано с торгов за бесценок, поросята уничтожены, а бизнес, котрому предприниматель Петр Мануйлов отдал годы жизни, был ликвидирован. Десятки людей остались без работы, не помогло даже участие губернатора Кубани Кондратьева.

Сбербанк РФ довел до банкротства одно из самых успешных фермерских хозяйств Краснодарского края. Заманив агрария обещаниями инвестиций в его новые проекты, банкиры Сбербанка слово не сдержали, а уничтожили некогда процветающую свиноферму.

Эта история попала даже в зону пристального внимания властей Краснодарского края. Ведь КФХ Мануйловых всегда считалось на Кубани одним из самых передовых, где выращивали животных по традиционным технологиям и всегда отвечали за качество продукции. Более того, ферма и бойня Петра Мануйлова, созданная на пепелище старого совхоза, обеспечивала работой около 100 человек в депрессивной станице Октябрьская Крыловского района! В условиях поголовного сокращения персонала в сельском хозяйстве такими проектами не разбрасываются.

Фермер Петр Мануйлов, выступает на презентации. фото автора
Фермер Петр Мануйлов, выступает на презентации. фото автора

КФХ Мануйлова выстояло и в войне с африканской чумой свиней (АЧС), когда на Кубани буквально огнем выжигали эту заразу, заставляя фермеров или принимать чрезвычайные меры безопасности в своих хозяйствах или закрывать свинофермы. Тогда Петр Мануйлов обеспечивал самый высокий – четвертый уровень компартмента (перечень требований безопасности свиноферм), который по силам только очень сильным аграриям, таким как, например, ЗАО «Агрокомплекс им. Н.И.Ткачева».

Пожалуй, в Краснодарском крае из фермеров только КФХ Мануйлова справилось с очень жесткими требованиями к содержанию свиноферм. Остальные малые хозяйства были вынуждены закрыть бизнес на свиньях, переквалифицировавшись на кроликов, птицу или вообще прекратив аграрную деятельность.

На этом фоне даже Сбербанку РФ вести кредитование сельского хозяйства проблематично, так как снизилось число предприятий, способных брать кредиты и их обслуживать. Поэтому самый простой путь – переманивать сильных аграриев к себе из других банков, обещая более низкие проценты и даже инвестиции в деятельность. Ведь чем выше прибыль у клиента, тем больше он может взять кредитов, а значит, банкиры могут больше заработать. Так произошло и с Петром Мануйловым.

Его хозяйство производило почти 12 тыс. поросят в год, каждого из которых доращивали до 125 кг, получая 1,5 тыс тонн мяса в год! Также в хозяйстве производили бройлеров, цыплят - корнишонов, свиное мясо премиум-класса. Животные содержаться в 15 корпусах общей площадью порядка 12 тыс. м2, птица в 4-х корпусах общей площадью 2,5 тыс м2.

Обещали расширение деятельности

В 2013 году представители Краснодарского отделения Сбербанка РФ предложили Петру Мануйлову перейти из Россельхозбанка (РХСБ) в Сбербанк на условиях рефинансирования уже выданных в РХСБ кредитов. Обещали более низкие проценты, но самое главное – кредитную линию для расширения деятельности КФХ Мануйловых – построить и оборудовать дополнительно одно здание к 26 уже имеющимся, и увеличить объем производства на 60% без дополнительного персонала.

При этом прибыль возрастала в 2 раза до 67 млн рублей в год. Инвестиции в развитие были главным условием со стороны Петра Мануйлова при переходе в Сберегательный банк! Естественно, как и бывает в таких случаях часть денег (более 30% от нужной суммы - 30 млн рублей) вложил сам фермер, остальное обещал Сбербанк. Залогом возврата средств стали фермы Петра Мануйлова, первоначальная залоговая стоимость которых составила 235 млн рублей, что подтверждается оценкой Института оценки и управления собственностью.

Уменьшение залоговой стоимости в пять раз

Согласно договорам кредитования кредитная организация (банк) имеет возможность пересмотреть залоговую стоимость в зависимости от состояния экономики, а также собственных регламентов . В 2014 году в России грянул очередной экономический кризис, после чего напуганные клерки Сбербанка отказались выполнять свои обещания и инвестировать в фермы Мануйлова деньги. Вместо этого они самостоятельно переоценили и понизили залоговую стоимость ферм Петра Мануйлова в пять раз! Аргументировали просто: мол, в стране кризис, и работает только «затратный» метод оценки имущества, а его вес лишь 20% от стоимости активов.

А ведь именно в расчете на инвестиции Сберегательного Банка РФ и был сформирован бизнес-план фермера Мануйлова. Без этих денег переходить из РХСБ в СберБанк ему не было никакого смысла. Хозяйства Мануйлова вполне себе справлялись с обслуживанием текущих платежей в РХСБ, были в прибыли и обеспечивали работой жителей кубанской станицы!

Введение Россией контрсанкций стимулировало спрос на отечественную сельскохозяйственную продукцию, стало драйвером развития отрасли. Именно поэтому успешный фермер Мануйлов (кстати, руководитель ассоциации свиноводов Кубани) и решил расширяться, для чего и согласился на уговоры Сберегательного банка РФ. Мануйлову и в голову не могло придти, что самый крупный банк РФ, народный Банк, вместо поддержки реального сектора экономики станет заниматься делами, которые можно расценивать почти как вредительство.

Фермер поверил банкирам

Поверив банкирам Сбербанка Петр Мануйлов вложил собственных порядка 30 млн рублей в развитие свиноферм, построив новое здание репродуктора и увеличив маточное стадо. Общее производство поросят увеличилось на 60% без дополнительного персонала и других накладных расходов.

Выполнив свою часть проекта, Петр Мануйлов стал требовать выполнения инвестиционных обязательств от Сбербанка. Без них, все инвестиции Петра Мануйлова не имели никакого смысла, так как необходимо было расширение всей технологической цепочки производства свинины.

Но Сбербанк денег не дал, а только понизил залоговую стоимость активов фермера. Ну а дальше – цепная реакция. Инвестиционный проект, не завершенный до конца, не смог генерировать прибыль, чтобы без проблем обслуживать кредиты, ранее выданные Сбербанком РФ. Однако, Петр Мануйлов, веря в разум менеджеров краснодарского отделения Сбербанка, все-таки продолжал платить по кредитам, рассчитывая, что рано ли поздно банкиры осознают необходимость сотрудничества.

Дело вовсе не в лирике из серии «поддержим отечественного производителя», а в расчете – уничтожив фермы Мануйлова, Сбербанк потеряет десятки миллионов рублей. Найти нового инвестора на свиноферму уже и в 2017 году затруднительно – в стране инвестиционный кризис.

Ветеринарное законодательство тоже изменилось – расстояние до жилья при оформлении новой лицензии увеличено с 500 метров до 5 км, а перепрофилировать помещения после многолетнего содержания свиней - возьмется лишь отчаянный оптимист. В случае признания хозяйства Мануйлова банкротом стоимости имущества КФХ (по заниженной оценке самого Сбера) в лучшем случае хватит лишь на треть выданных кредитов и процентов.

Однако, вероятно, в «гиганте финансовой мысли» не оценили этой угрозы, а скорее всего- менеджерам Сбербанка РФ важнее выполнить свои должностные инструкции и внутренние регламенты этого кредитного учреждения, чем думать о прибыли. Об этом, мол, пускай Герман Оскарович Греф думает. Он умным считается. Недаром по некоторым данным его личный годовой доход как главы Сбера превышает миллиард рублей. Но это не точно, информация засекречена.

Выбор в пользу народа

Поэтому обещанных инвестиций Сбербанк так и не дал, что вынудило Петра Мануйлова сделать нелегкий выбор: или прекратить кормить животных, а значит вообще сразу потерять все или приостановить платежи процентов по кредиту Сбербанка. Он выбрал последнее, чтобы сохранить хозяйство и продолжать обеспечивать работой около ста человек.

В краснодарском Сбербанке сделали «как начальство велит», то есть подали в Третейский суд Ростова требование о немедленном возврате всех кредитов и реализации имущества по залоговой заниженной цене, а затем и в Арбитражный Суд Краснодарского края заявление о признании предприятий Петра Мануйлова банкротами.

Неважно, что банк не вернет своих денег, само собой ничего не заработает на кредитной сделке и понесет убытки. При этом уничтожат успешный и перспективный бизнес, сотню кубанских семей лишат источника к существованию, а государство ежегодно недополучит около 10 млн рублей налогов.

Кроме того, это банкротство обозначит, что власти Краснодарского края, которые всегда верили в фермера, зря вложили в фермерское хозяйство Мануйлова 37 млн рублей в виде грантов и субсидий, а государственные гарантийные фонды потеряют 20 с лишним млн руб.

Ну, и как следствие, местное потребление зерна (корма для животных) снизится на 6 тысяч тонн в год, а производство фермерской свинины – на 2 с лишним тысячи тонн в год. То есть, «мультикативный эффект» от банкротства фермы Мануйлова будет весьма заметным для экономики региона. Но об этом пусть думают Губернатор Кондратьев, Президент Путин и Глава Сбера Герман Греф.

А в краснодарском отделении Сбербанка важнее выполнить регламенты, чтобы получить годовые бонусы и премии. Для них деньги не пахнут, пусть даже они стали причиной банкротства успешного хозяйства, безнадежной безработицы кубанских станичников и многомиллионных потерь краевого бюджета.

Эта история уже завершена. Фермерское хозяйство ликвидировано, имущество свинофермы продано в 2020 году на торгах всего за 12 млн рублей (начальная цена торгов была 85 млн руб, то есть скинули – 73 млн рублей). А между прочим в 2017 году (последние данные) только выручка свинофермы составляла 120,3 млн рублей.

Покупателем стало предложившее "лучшую цену" краснодарское ООО «Розагротех». Судя по базам данных оно занимается переработкой мяса птицы, выращиванием агрокультур и другой сельскохозяйственной деятельностью. Однако, на сайте https://zachestnyibiznes.ru/ сказано, что сейчас, в конце 2021 года и эта организация находится в стадии банкротства!

Сбербанк и свое не вернул и бизнес разорил и людей без работы оставил.

А поросята, скорее всего, умерли от голода еще в 2017 году, как это уже случалось в историях с другими фермерскими хозяйствами, которых также кредитовал Сбербанк. Например, «Альтаир-Агро» на Алтае, которое также обанкротили в 2016 году.

Но мы верим, что Россия уже встала с колен, а духовные скрепы важнее, чем вся эта возня с фермерами-кредиторами.

Еще больше прекрасных статей на сайте dopross.ru

ТУТ интересный телеграмм-канал: коротко по делу