Найти в Дзене

Как определить, алалия или аутизм? 5 ярких различий

Оглавление

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Специалисты говорят, что количество детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС) возрастает с каждым годом, но дело не только в этом. Буквально в начале 2000-х родителям нужно было пройти все круги ада, чтобы ребенку поставили этот диагноз, а сейчас его выставляют без проблем, иногда даже в возрасте до года. И в этом нет ничего плохого – чем раньше с ребенком начнут проводить коррекционную работу, тем больше шансов его адаптировать и встроить в обычную жизнь. Но есть и обратная сторона медали – гипердиагностика, основанная на внешних наблюдениях и второстепенных признаках. Например, алалия (непонимание речи и/или неспособность выражать свои мысли при помощи речи) и аутизм имеют много общих черт, особенно на ранних этапах развития, но лечатся эти нарушения по-разному. Ошибочный диагноз чреват неправильным выстраиванием коррекционной программы, которая не принесет результатов и отнимет драгоценное время. Если с алалией может работать логопед, то для организации реабилитации и образовательной деятельности ребенка с аутизмом необходим дефектолог со специальным образованием. Давайте разберемся, чем так схожи эти нарушения, что их путают даже специалисты, и по каким признакам можно определить, алалия у ребенка или аутизм.

Чем отличается поведение при аутизме и алалии?

У аутизма и алалии много общих черт: ребенок выглядит отсутствующим, отстраненным, обращенным внутрь себя, у него отсутствует реакция на речь других людей, он не откликается на свое имя. Но это вызвано разными причинами.

Невербальное общение

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Главное отличие детей с алалией от детей с аутизмом и РАС – при отсутствии речи первые активно общаются невербально. Хотя они и не могут словами выразить, что они хотят и думают, но будут пытаться это объяснить с помощью мимики, жестов, звуков. Причем много зависит от вида алалии:

  • При сенсорной алалии у ребенка отсутствует понимание обращенной к нему речи, но это не такое нарушение коммуникации, как при аутизме. Представьте, что вас выбросили на остров, и вы оказались в племени Мумба-Юмба, где говорят на своем языке, который вы совершенно не понимаете. Естественно, вы не включитесь в беседу, и не поймете, что говорят вам или о вас. Возможно, вы попытаетесь взаимодействовать жестами, гримасами, языком тела, какими-то звуками. Именно это и происходит с детьми с сенсорной алалией, для них вся наша речь – просто набор звуков без смысла. Но изначальная коммуникация у них не нарушена, они понимают жестикуляцию, интонацию, эмоциональную окраску речи и пытаются соответствующим образом выразить свои мысли, чувства и желания. При этом такой ребенок может замкнуться в себе, но это происходит от дискомфорта и непонимания.
  • При сенсомоторной алалии нарушены обе коммуникативные функции – и говорение, и понимание речи окружающих. Именно этот вид алалии легче всего спутать с аутизмом, так как таким детям просто неинтересно общаться, они не играют с другими детьми, не говорят и не реагируют, когда говорят с ними, занимаются своими делами и выглядят отстраненными. Но тем не менее, при желании или необходимости такой ребенок может использовать жесты, эмоции и мимику для взаимодействия.
  • При моторной алалии ребенок и вовсе не может говорить, но понимает обращенную к нему речь, может кивать или мотать головой, отвечая на вопрос, с ними можно практически полноценно общаться, но самое главное – они сами хотят контактировать со взрослыми и сверстниками.

В отличие от алалии, при аутизме у ребенка коммуникация нарушена целиком – и вербальная, и невербальная. Со стороны речи ребенок может не понимать фразы, не вычленять слова из общего шумового фона, а если и понимает – то не знает, как на нее реагировать. Со стороны невербального общения происходит то же самое – аутист не будет общаться жестами или мимикой, потому что не знает, как выражать свои желания, как доносить их до взрослых. Ребенка можно научить объяснять, что он хочет, но это требует значительной работы от родителей.

Именно способность и желание невербального общения и является основным отличием алалии от аутизма.

Эхолалия

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Эхолалия может проявляться и при алалии, и при аутизме. Это повтор (эхо) слов или фраз, которые слышит или когда-то слышал ребенок. При этом он может искажать слова, менять местами буквы или слоги, а то и вовсе говорить кашу из звуков.

Однако, при алалии ребенок с помощью эхолалии пытается наладить контакт с тем, к кому обращается, выразить свое желание. Хоть он и не понимает ни речь, ни слова (в частности, при сенсорной алалии), но его цель – именно общение, пусть оно и будет выражаться в виде бессвязных слов или звуково й каши. Он просто не воспринимает звуковую оболочку слова.

А вот у детей с аутизмом эхолалия не имеет ничего общего с общением. Хоть он и может переставлять местами слоги, но нечленораздельной неразберихи от него не услышишь, так как он как раз воспринимает звуковую оболочку слова и воспроизводит ее, потому что она ему нравится. У некоторых аутистов эхолалия может быть одним из выражений самостимуляции, наравне со стереотипиями: раскачиваниями, ходьбой по комнате или по кругу и другими навязчивыми движениями (а вот для алаликов они нехарактерны). Также у детей с аутизмом есть такое явление, как отложенная эхолалия – когда ребенок повторяет целиком где-то услышанные фразы.

Перестановка слогов при аутизме и алалии имеет разный характер. При первом нарушении ребенок произносит вполне узнаваемые слова, даже если переставляет в них местами слоги – это происходит из-за проблем с воспроизведением порядка последовательности действий. Мешанины из звуков от аутиста вы не услышите. При этом, если он не реагирует на звучащую речь, скорее всего он не будет реагировать и на резкие шумы. А при сенсорной алалии слова и фразы для ребенка представляют просто набор звуков, которые он может воспроизводить в любом порядке. При этом, даже если на речь алалик не обращает внимания, посторонние шумы вызовут чуткую реакцию.

Указательные жесты

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

У детей с аутизмом есть проблемы с указательными жестами. Родителям приходится приложить немало усилий, чтобы обучить им такого ребенка. У детей с алалией с указательными жестами проблем не возникает, как и с другой жестикуляцией, они осваивают это умение самостоятельно.

Экспрессивная речь, обращения

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

При алалии у ребенка присутствует общее недоразвитие речи, которое часто влечет за собой сложности с концентрацией, рассеянность внимания, а иногда и задержку психического развития. Но при планомерной коррекционной работе все это со временем корректируется, речь возможно восстановить.

При аутизме ребенок не выражает притяжательность, у него отсутствуют местоимения «я», «мой», он не обращается к другим по имени. Из-за общего нарушения коммуникации расстройства следуют более тяжелые: от нарушений когнитивных процессов до умственной отсталости. При этом, аутист может понимать обращенную к нему речь, использовать слова и фразы адекватно ситуации.

Потребность в общении и контакте с другими людьми

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

При алалии ребенок тянется к другим детям и взрослым, хотя и не понимает их. Он пытается вступить в контакт всеми доступными ему способами, ему нравится играть с детьми, он предпочитает совместную деятельность. Алалик не прочь заниматься со специалистами: он охотно взаимодействует с психологом, дефектологом, логопедом.

Аутисты к общению не тянутся. Им гораздо комфортнее находиться в одиночестве, рассматривать какие-то предметы, перелистывать страницы книг и т. п. Конечно, они могут поучаствовать в игре и принять какую-то роль, но превалировать будут самостоятельные действия. Также дети с аутизмом со скрипом находят контакт со взрослыми на коррекционных программах, иногда требуется не одно занятие, чтобы специалисту удалось найти подход к ребенку.

Главное, что необходимо знать родителям таких особенных детей, – что и алалия, и аутизм поддаются лечению при своевременной, правильной и подходящей конкретному ребенку коррекции. Терять надежду при постановке диагноза на то, что ребенка удастся вывести в условную норму, никогда не нужно.

#аутизм

#алалия

#надпо

#обучение

#дефектолог

#логопед