Строительный рынок в целом и инфраструктурное строительство в частности пережили непростой 2020 год с, казалось бы, неплохими показателями: росли бюджетные вложения в отрасль, а также общая выручка и прибыль наиболее крупных компаний. Но из‑за особенностей строительной сферы пандемия и кризис настигли ее с небольшим опозданием — в 2021 году, — напомнив о старых нерешенных проблемах и создав новые.
Из нашего нового исследования можно узнать, какие российские компании смогли в 2020 году улучшить результаты и попасть в топ-170, а какие его покинули? Какие сложности сильнее всего мешают рынку развиваться? И насколько он будет готов к новым амбициозным планам по созданию инфраструктуры в ближайшее десятилетие?
- По данным Росстата, в 2020 году в России объем строительных работ в текущих ценах вырос на 4 % и составил 9,5 трлн руб. Темп роста замедлился по отношению к 2019‑му вдвое. Если рассматривать в постоянных ценах, объем строительства остался на уровне предыдущего года (4,7 трлн руб. в ценах 2008 года), то есть фактически в отрасли была стагнация.
- В сфере бюджетных вложений в инфраструктурное строительство в 2020 году наблюдался более заметный рост: на 13 %, до 2,36 трлн руб. Почти на 78 % эта сумма была обеспечена региональными расходами. В них выросла доля вложений в социальную инфраструктуру (на 2,3 п. п., до 32,1 %, в том числе благодаря заметному увеличению трат на здравоохранение), снизилась доля вложений в коммунальную (на 0,5 п. п., до 15,2 %) и в транспортную (на 1 п. п., до 44 %) сферы. В структуре федеральных бюджетных расходов наблюдались схожие тенденции. А сам повышенный рост инфраструктурных вложений был связан с реализацией национальных проектов.
- В топ-170 крупнейших строительных компаний и групп осталось лишь шесть сверхкрупных организаций (с выручкой более 100 млрд руб.) — это на две меньше, чем год назад. Этого мало для того, чтобы можно было без проблем запускать крупные проекты в стране, а также конкурировать в сфере строительства на глобальном рынке. Для сравнения, в Китае и США количество таких компаний доходит до 160 и 12 соответственно (причем они сохраняют этот статус десятилетиями). Одна из ключевых проблем в отечественном строительстве для сверхкрупных и крупных строителей — отсутствие постоянного потока капиталоемких проектов, чтобы держать мощности загруженными и обеспечивать стабильный уровень выручки.
- Суммарная выручка компаний и групп из топ-170 выросла в 2020 году на 14 %, до 4,14 трлн руб. Наибольший прирост выручки произошел в сегменте компаний с годовым оборотом от 10 до 50 млрд руб. (на 18 %, до 1,42 трлн руб.) и от 50 до 100 млрд руб. (на 68 %, до 1,04 трлн руб.). На наш взгляд, это было связано в основном с изменением количества компаний в этих сегментах и улучшением ситуации во вновь пришедших, а не с общим ростом выручки. В целом состав топ-170 изменился на четверть — так же, как и по итогам 2019 года. То есть пандемия не повлияла на «перепады» в выручке: из‑за кризиса в отрасли они и так находятся на стабильно высоком уровне.
- В отличие от 2019 года, в 2020‑м строительным компаниям и группам из топ-170 удалось закончить год с положительным сальдо чистых прибылей и убытков: 42,1 млрд руб. (против минус 22,2 млрд руб.). Но, во‑первых, этот показатель нестабилен, а во‑вторых, его значение — около 1 % от выручки — довольно низкое для финансовой устойчивости организаций топ-170. Как и в прошлые годы, наиболее прибыльными были иностранные частные строительные компании, а самыми убыточными — те, что принадлежали государству и крупным монополиям. Причем доля таких — принадлежащих заказчику — строительных предприятий на рынке продолжает расти.
- В 2020 году заметно выросла долговая нагрузка на компании строительного рынка. Суммарный долг по компаниям из топ-170, публикующим отчетность по РСБУ, составил 4,5 трлн руб., что оказалось на 22 % больше их выручки. По итогам 2019‑го общий долг компаний был на 2 % меньше годового оборота. Росли объемы как краткосрочных, так и долгосрочных займов открывающих эту информацию строительных организаций. Такая тенденция была связана с низкими процентными ставками и характерна для отечественной экономики в целом. В 2021‑2022 годах из‑за роста ключевой ставки долговая нагрузка, по нашему мнению, не будет расти столь сильно, однако продолжит создавать трудности для компаний.
- Отношение совокупного долга к EBITDA, по нашим расчетам на основе данных СПАРК, для 281 головной и дочерней компании из топ-170 в 2020 году составляло 7,4. Для компаний за рубежом этот показатель не превышал 3,1 (данные Capital IQ). Это говорит о высокой долговой нагрузке и крайне нестабильном положении отечественных строительных компаний, которое не позволяет им инвестировать и развиваться, а также привлекать новые кредиты. Несмотря на рост выручки по итогам 2020 года и положительный показатель прибыли, уже в 2021‑м тренд может развернуться в обратную сторону, а любой новый экономический шок — обернуться судами и банкротствами.
- Из-за накопившихся проблем и низкой рентабельности российский сектор строительства инфраструктуры остается не очень интересной сферой для вложения капитала со стороны бизнеса и инвестиционных фондов. Крупные частные игроки в 2018‑2020 годах теряли интерес к отрасли и продавали строительные активы госкомпаниям или монополиям. Но последние закрывают с помощью таких компаний собственные проблемы и не ждут от них эффективности. Такой подход, на наш взгляд, мешает развитию конкуренции в отрасли, приводит к стагнации в ней и влияет на восприятие рынка со стороны портфельных инвесторов.
- Для участников сферы строительства публичной инфраструктуры наиболее серьезными проблемами остаются несовершенства системы госзакупок и формирования стоимости проектов, неактуальная модель ценообразования, высокая стоимость и ограниченная доступность кредитов, а также невозможность планировать свою загрузку на долгий срок. В 2021 году отрасль с опозданием почувствовала и последствия пандемии: в строительстве наблюдается острый дефицит кадров, значительно выросли цены на строительные материалы, есть сложности с логистикой. Практически все эти проблемы так или иначе взаимосвязаны друг с другом, и их необходимо решать с помощью системных преобразований. Даже если направить большой объем средств в инфраструктурные проекты, он лишь отложит необходимость перемен в «правилах игры» в отрасли.
- На наш взгляд, развитие строительной сферы в ближайшее десятилетие сильно зависит от комплексного решения наиболее существенных ее проблем. Если это удастся сделать в следующие три-четыре года, то во второй половине 2020‑х годов строительные компании будут в большинстве своем готовы к реализации масштабных планов властей (например, стратегии по «агрессивному развитию инфраструктуры» на 22 трлн руб., которая обсуждалась весной 2021 года), а некоторые компании — и к конкуренции на глобальном рынке. Если проблемы не решат или решат частично, то после 2025 года власти могут столкнуться с недостатком мощностей для реализации амбициозных планов по развитию инфраструктуры.
Читайте полную версию обзора, а также другие аналитические материалы на сайте infraoneresearch.ru.
О том, как развита транспортная и другие виды инфраструктуры в российских регионах, можно узнать из аналитического обзора InfraOne Research «Инфраструктура России: индекс развития 2021» и специального проекта «Индекс развития инфраструктуры России 2021».