Найти тему
Level One

Завтраки на полотнах известных художников: вино, фрукты и скандалы

Оглавление

Красиво завтракать и запечатлевать сервировку любили еще до изобретения социальных сетей. Более того, импрессионисты «отмечали» друзей и подруг на своих полотнах. Какие картины с изображением завтраков вызывали скандалы и какие обсуждал весь мир, узнаем на примерах работ Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьер Огюста Ренуара, Эдгар Дега и Пабло Пикассо.

Дважды отвергнутый

Казалось бы, что может быть невиннее, чем безмятежный завтрак-пикник на берегу реки? Мане задумал картину, изначально названную «Купание», во время воскресной поездки в предместье Парижа, на берег Сены. Корзина с фруктами, хлеб, прекрасные женщины... А получился скандал, вернее, грандиозный скандал!

Эдуард Мане «Завтрак на траве», 1863 год. Музей д’Орсе, Париж  © Public Domain
Эдуард Мане «Завтрак на траве», 1863 год. Музей д’Орсе, Париж © Public Domain

Мане хотел изобразить классический сюжет, но в современных реалиях. Он опирался на классические работы, такие как «Сельский сюжет» Джорджоне и «Суд Париса» Рафаэля, где непременно были обнаженные натуры. Сам того не желая, художник изобразил нравы и образы Парижа — женщины стали открыто демонстрировать красоту тела. Но вместо нимф публика увидела чуть ли не девушек легкого поведения, причем написанных с любимой натурщицы художника. А в мужчинах легко узнавали брата Мане и его будущего шурина. Композиция картины и пропорции нарушены преднамеренно — фигура женщины на заднем плане слишком крупная. Жюри Парижского салона отвергает картину, а в Салоне отверженных она вызывает град насмешек и обвинения в безвкусице и непристойности, потому что общество было настроено консервативно.

Недостаточно хороша

На написание «Завтрака...» Клода Моне вдохновила картина Эдуарда Мане, о которой шла речь выше. Он не стал шокировать публику обнаженными телами, а увлекся игрой света и тени. Моне интересуют рефлексы солнечного света и тени на лицах нарядных дам и господ, листьях, траве, платьях, белом покрывале. Для достижения светового эффекта он подкрашивал тени, а в цвет одежды подмешивал цвет листвы.

Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 год. ГМИИ им. Пушкина © Public Domain
Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 год. ГМИИ им. Пушкина © Public Domain

Интересно, что Моне писал женские фигуры со своей возлюбленной натурщицы Камиллы Донсье, о чем свидетельствует фривольное сердечко на коре дерева. Для мужских образов позировал друг художника Фредерик Базиль. В отличии от картины Мане, ни один из двенадцати участников пикника не смотрит прямо на зрителя, все заняты беседой. Неудовлетворенный почти законченной работой художник отказался показывать ее публике, а впоследствии разрезал холст на три части. В ГМИИ им. Пушкина хранится уменьшенный вариант этой композиции.

Самое модное место

Что может быть лучше завтрака с друзьями прекрасным летним утром на террасе ресторанчика в предместье Парижа? Виноград, груши и вино на берегу Сены, с видом на белоснежные парусники, скользящие по воде. На картине «Завтрак гребцов» Ренуар изобразил ресторан семьи Фурнез. Самое модное парижское развлечение того времени — парусный спорт, а этот ресторан был одновременно и яхт-клубом, и отелем, и местом встречи творческой интеллигенции в пригороде Парижа.

Пьер Огюст Ренуар «Завтрак гребцов», 1880-1881 Собрание Филлипса, Вашингтон © Public Domain
Пьер Огюст Ренуар «Завтрак гребцов», 1880-1881 Собрание Филлипса, Вашингтон © Public Domain

Ренуар летом жил в Шату и приглашал друзей позировать ему для новой работы. На картине отметились будущая жена художника Алина Шариго в соломенной шляпе и с собачкой в руках, напротив нее — маршан Гюстав Кайботт, актрисы Жанна Самари и Эллен Андре, искусствовед Шарль Эфрусси и дети владельца ресторана. Кстати, позавтракать в ресторанчике Maison Fournaise на террасе имени Ренуара можно и сегодня.

Ренуару удалось запечатлеть сиюминутность летнего дня в «одном из самых очаровательных мест в окружении Парижа», как он называл Шату в письмах к друзьям. Мягкий оранжевый свет гармонирует с деталями в одежде персонажей, стол и еда на нем написаны в импрессионистической манере. Художник использует яркие и чистые цвета, чтобы выделить детали и сделать акценты на лицах, а в переливах красок словно чувствуется колебание воздуха.

Афродита из таза

Если предыдущие завтраки кажутся слишком обильными, обратимся к трактовке Дега. Женщина на картине вытирается после купания, а служанка уже несет чашку чая — это и есть весь завтрак.

Эдгар Дега «Чашка чая» («Завтрак после купания»), 1883 год. Частная коллекция © Public Domain
Эдгар Дега «Чашка чая» («Завтрак после купания»), 1883 год. Частная коллекция © Public Domain

Страсть художника к изображению купальщиц не ослабела даже с возрастом, когда Дега стал хуже видеть. В трактовке художника божественная Афродита заменяется Афродитой простонародной, выходящей не из пены морской, а из таза.

Вместо высокой идеологии — вытирающая волосы женщина, а пышный будуар заменяет банальная умывальная комната. Это была пощечина общественному вкусу, ведь героиня не стремится занять грациозную позу, а всецело занята собой. Как писал Дега, «это все равно, что подсматривать через замочную скважину».

Постоянные трансформации

Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» вдохновила также Пикассо в 1950-1960 годах  на создание цикла картин-реплик «Завтрак на траве. По Мане». Цикл включает 26 полотен, 6 линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций.

Произведения выполнены в стиле постимпрессионизма, символизма и кубизма, часто — в жанре «ню». К композиции Мане Пикассо добавляет собственное чувство цвета и формы — его интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. Оригинальные персонажи постепенно видоизменяются, как и окружающая среда.

Какой из завтраков впечатлил больше всего? Делитесь впечатлениями в комментариях и расскажите, что было сегодня у вас на завтрак 👇

На курсе «Искусство на рубеже веков: от Моне до Пикассо» вместе с историком искусства Алиной Аксёновой узнаем, как импрессионизм и авангард повлияли на современную живопись. А еще поймем, почему картины Моне, Пикассо и Матисса стали частью культурного кода. Присоединяйтесь с 22 ноября, запись по ссылке.

Познакомиться с лектором можно на бесплатной лекции «История искусства: от романтизма до импрессионизма» 15 ноября в 19:30.

#арт #искусство #живопись #импрессионизм #постимпрессионизм #завтраки