Найти в Дзене
Петр Власов

Асы 2МВ: лучшая пятерка поляков

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Польша стала первой страной, попавшей под удар немецкой военной машины: именно с нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года и началась Вторая мировая война. При этом немцы впервые продемонстрировали миру эффективность своей тактики блицкрига: благодаря стремительным и скоординированным действиям в первую очередь авиации и бронетанковых войск сопротивление польской армии было быстро сломлено, и к концу сентября польское государство перестало существовать. Быстрота развития событий, а так же многократное количественное и качественное превосходство германской авиации не позволили польским летчикам добиться большого количества побед. Самым результативным польским пилотом, единственным асом ВВС Польши «сентябрьской войны» стал поручик Станислав Скальски, сбивший за сентябрь 1939 г 6 немецких самолетов (впрочем, за это короткое время и у немцев всего один летчик стал асом – гауптман Ханнес Гентцен, одержавший 7 побед).

Однако многие польские летчики не смирились с быстрым поражением своей страны. Разными путями и способами выбравшись из оккупированной Польши, целый ряд польских пилотов вступил в ВВС других европейских стран, сражавшихся против Гитлера, и продолжил борьбу против нацизма. В большинстве своем эти летчики рано или поздно оказались в составе авиации Великобритании – единственной европейской страны, не сдавшейся Германии. Именно на тех поляков, которые вступили в Королевские Воздушные Силы (RAF), легла наибольшая боевая нагрузка: им пришлось участвовать в «Битве за Англию», в воздушных боях над Ла-Маншем и над побережьем Франции, а затем - в наступлении на Германию. Поэтому неудивительно, что практически все самые результативные асы Польши летали на британских самолетах в составе английской авиации. Соответственно, и система подсчета побед для этих летчиков использовалась британская, описанная мною в статье «Великолепная пятерка британцев».

SKALSKI Stanislaw 22+1+2 победы

-2

Станислав Скальски (1915-2004) - первый ас Польши во 2-й мировой войне; а к концу войны он стал так же самым результативным асом Польши. На военную службу поступил в 1935; в 1937 закончивший обучение подхорунжий Скальски стал пилотом 142-й истребительной эскадрильи 4-го авиаполка. К 1939 году он дослужился до должности командира звена. Уже в первые часы войны, на рассвете 1.09.39, Скальски принял участие в уничтожении германского разведывательного самолета (групповая победа); на следующий день Станислав сбил два немецких бомбардировщика, а к концу боев в Польше на его счету было уже 6 побед.

После капитуляции польской армии, не желая сдаваться немцам, Скальски через Румынию перебрался во Францию, а затем в Великобританию. В составе британского 501-го эскадрона Станислав участвовал в «Битве за Англию», в ходе которой сбил еще 6 немецких самолетов. Но и сам был дважды сбит, из-за тяжелого ранения попал в госпиталь. В марте 1941 Скальски стал командиром звена в 306-м «Торунском» эскадроне, в составе которого одержал еще 5 побед. Весной 1942 Станислава направили инструктором в школу истребителей – передавать новичкам боевой опыт. Вновь во фронтовую часть Скальски вернулся в феврале 1943. Как командир отдельной польской истребительной группы воевал в Африке, затем руководил сражавшимся в Средиземноморье 601-м английским эскадроном. В этот период его счет пополнился еще тремя сбитыми самолетами. В конце 1943 поляк пошел на повышение: возглавил 131-е польское истребительное Крыло, базировавшееся на Англию. В конце 1944 Станислава послали в США учиться в Высшей военной школе; вернувшись с учебы в 1945 г, Скальски до конца войны был оперативным офицером штаба 11-й истребительной Группы. Его общий счет за время участия в боях составил 22 подтвержденные личные, 1 подтвержденную групповую и 2 вероятные воздушные победы, что сделало Станислава Скальски самым результативным асом Польши.

HORBACZEWSKI Eugeniusz 16+1+1 победа

-3

Евгениуш Горбачевски (1917-1944) поступил в авиашколу в 1938 году; поэтому к началу войны обучение он закончить не успел, и в боевых действиях в сентябре 1939 не участвовал. Вместе с эвакуировавшейся школой Евгениуш перебрался в Румынию, а затем - во Францию. В составе польской эскадрильи принял участие в обороне Франции; после поражения французов бежал в Великобританию. Там в августе 1941 Горбачевски вступил в 303-й польский истребительный эскадрон. В этом «Варшавском» эскадроне Евгениуш воевал до октября 1942, одержав 3 победы (1 Bf.109 и 2 FW.190). Затем в составе 302-го «Познанского» эскадрона Горбачевски сражался в Северной Африке, где за март-июнь 1943 сбил еще 6 самолетов (1 Ju.88, 1 FW.190 и 4 Bf.109). После победы в Африке Евгениуш в составе 43-го британского эскадрона дрался на Средиземноморье. Вернувшись в феврале 1944 в Великобританию, Горбачевски возглавил 315-й «Деблинский» польский эскадрон. Под его руководством этот эскадрон 18 августа 1944 года провел свой самый знаменитый бой. В тот день 12 польских истребителей сошлись над Францией в яростной схватке с 60-ю немецкими Фокке-Вульфами, уничтожив 16 вражеских машин. Горбачевски лично сбил 3 FW.190, но и сам погиб в том бою. Всего на счету Евгениуша Горбачевски записано 16 подтвержденных личных побед + 1 групповая; еще 1 победа была засчитана, как вероятная.

GLADYCH Boleslaw 14+0+2 победы

-4

Болеслав Гладых (1918-2011), как и Горбачевски поступил в авиашколу в 1938, и тоже не успел закончить обучение к началу войны. Затем последовал уже знакомый нам путь: эвакуация в Румынию, переезд во Францию, участие в боях над Францией в составе польской эскадрильи. Но, в отличие от Горбачевского, Гладых уже после нескольких боевых вылетов был сбит. Спасшись, Болеслав перебрался в Великобританию, и после обучения на английскую технику с апреля 1941 Гладых в составе сначала 303-го «Варшавского», а затем 302-го «Познанского» эскадронов сражался с немцами над Ла-Маншем и побережьем Франции. В составе этих польских частей британской авиации Болеслав сбил 7 вражеских самолетов, причем 3 из них – за один день 23.06.1941. В январе 1944 Болеслав перевелся в авиацию США и до конца войны воевал в составе американского 61-го эскадрона 56-й истребительной группы. С белой звездой ВВС США на борту Гладых уничтожил еще 7 немецких самолетов. Удивительно, но летая на тяжелом, неповоротливом «Тандерболте», поляк сбивал в основном маневренные истребители: среди его жертв числится только 1 бомбардировщик Ju.88, остальные сбитые - истребители Bf.109. Общий счет за войну Болеслава Гладых составил 14 подтвержденных побед и 2 вероятных.

ZUMBACH Jan 13+0+5 побед

-5

Ян Зумбах (1915-1986) в 20-летнем возрасте был призван в пехоту; но уже через несколько месяцев он добровольцем перевелся в авиацию. После окончания авиашколы в 1938 подпоручик Зумбах стал пилотом 111-й эскадры 1-го авиаполка.

Начало войны застало Зумбаха в отпуске; не найдя своей сменившей аэродром части, он «прибился» к Разведывательной бригаде, где незнакомого летчика определили в связь. Поэтому в сентябрьских боях Зумбах не участвовал, а после разгрома Польши эвакуировался в Румынию, и оттуда – во Францию; там принял участие в боях в составе польского истребительного звена при 1/55 французской эскадре ПВО. После разгрома французов Ян бежал в Англию и вступил в формирующийся 303-й Польский истребительный эскадрон. Вместе с ним Зумбах сражался в «Битве за Британию», в ходе которой он сбил 8 германских самолетов (еще одна победа не получила подтверждения). Переведенный на инструкторскую работу в авиашколу, Ян вновь вернулся к боевой работе весной 1941 года. В марте 1942 ему было присвоено звание капитана, а в мае капитан Зумбах был назначен командиром 303-го истребительного эскадрона. С октября 1943 он руководил 3-м Польским истребительным Крылом. Под его командованием эта крупная часть добилась больших успехов в борьбе с германскими крылатыми бомбами V-1. Впоследствии Зумбах руководил 133-м Польским авиакрылом, которое занималось прикрытием воздушно - десантных перевозок в район Арнема, и часто участвовало в боях над Германией. С января 1945 Зумбах служил штабным офицером; в этой «почти тыловой» должности Ян умудрился попасть в плен - всего за месяц до окончания боевых действий! Совершая перелет на двухместном связном самолете, Зумбах потерял ориентировку из-за сложных метеорологических условий, заплутал, и совершил посадку на вражеской территории. Так что День Победы ему пришлось встречать за колючей проволокой…

Всего за время войны капитан польских ВВС и подполковник британской авиации Ян Зумбах одержал 13 подтвержденных и 5 вероятных побед; еще 3 вражеских самолета были им тяжело повреждены.

URBANOWICZ Witold 13 побед

-6

Витольд Урбанович (1908-1996) поступил в летную школу еще в 1930; к началу 2-й мировой войны он был уже опытным летчиком с большим временем налета, и служил инструктором в Деблинской авиашколе. В сентябре 1939 Витольд совершил несколько боевых вылетов на устаревшем учебном истребителе своей авиашколы, но все вылеты были безрезультатны. Падение Польши отправило Урбановича по уже хорошо знакомому нам пути: Румыния – Франция – Англия.

Вступив в 145-й британский эскадрон, а затем возглавив 303-й польский эскадрон, Урбанович с августа 1940 г принимал участие в боях, одержав за время «Битвы за Британию» 11 воздушных побед. Самой ценной из них была победа над командиром III/JG-27 гауптманом Иоахимом Шлихтингом, которого Витольд отправил на землю 6 сентября (этот сбитый и попавший в плен немец был ветераном войны в Испании, опытным асом, имевшим на счету 8 сбитых самолетов).

В октябре 1940 Урбанович был переведен на штабную работу, а в июне 1941 г Витольда послали в США - читать лекции по истребительной тактике американским летчикам. Заинтересовавшиеся боевым опытом поляка американцы «перетащили» его в свои ВВС, и весной 1942 Урбанович оказался в составе 14-й Воздушной Армии США в Китае. За время службы на Дальнем Востоке Витольд заявил об уничтожении 10 японских самолетов; однако официально поляку засчитали только 2 победы. Остальные 8 были ему записаны, как уничтоженные на земле, что не шло в зачет воздушных побед, которые и определяют рейтинг аса. Урбанович же утверждал, что эти машины были сбиты им в воздухе, в момент отрыва от земли, и потому падали на «взлетку». Тем не менее, эти самолеты так и остались записанными ему, как наземные – ведь Витольд не предоставил доказательств в виде пленок кинопулеметов своего истребителя. Обиженный Урбанович уехал из Китая и вернулся в Европу. Во время подготовки, а затем и высадки союзников в Нормандии Витольд работа в штабе авиации, а осенью 1944 летчик был направлен в Вашингтон как военный атташе. Здесь он и встретил окончание войны, имея на личном счету 13 официально подтвержденных воздушных побед (хотя в польских книгах ему любят засчитывать и те 8 «непризнанных американцами» побед, поднимая тем самым рейтинг Урбановича до 21 победы…)

Другие статьи канала по теме «Польша во 2МВ»:

2МВ: Вооруженные силы Польши в 1939 г.

2МВ: Армия Польши в 1939 г. Униформа

2МВ: Стрелковое оружие Войска Польского

2МВ:Пулеметы Войска Польского

2МВ: бронетанковые войска Польши в 1939 г.

2МВ: авиация Польши в 1939 г.

Другие статьи канала по теме «Асы 2МВ»:

Великолепная пятерка советских асов-истребителей

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков

Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков

2МВ: Тройка лучших асов Великобритании

Асы 2МВ: пятерка лучших балканских асов

Первые воздушные асы 2-й мировой войны

И вновь «Уалдкэт»: асы «Диких котов»

Лучшие асы Битвы за Англию

Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.

Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.

Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме военной истории.