Человеческое счастье в том,
чтобы ничего не желать для себя.
Душа успокаивается и начинает находить хорошее там,
где совсем этого не ожидала.
Это слова Ивана Алексеевича Бунина. Знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук, родился Иван Алексеевич в октябре 1870 года в Воронеже, в семье бедного дворянина и мелкого чиновника Алексея Бунина. Любовь к чтению мальчику привил гувернер – студент Московского университета Николай Ромашков. Дома Иван Бунин изучал языки, делая упор на латынь. Первые прочитанные самостоятельно книги будущего литератора – «Одиссея» Гомера и сборник английских стихов. В 1891 году вышел в свет его сборник «Стихотворения», а затем «Под открытым небом» и «Листопад», за что в 1903 году ему была присуждена первая Пушкинская премия. В 1895 году Иван Алексеевич познакомился с Чеховым, с которым неоднократно состоял в переписке. В 1896 г. приложением к «Орловскому вестнику» был опубликован сделанный Буниным перевод на русский язык поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», открывший несомненный талант переводчика и до настоящего времени оставшийся непревзойденным по верности оригиналу и красоте стиха. Знакомство в 1899 г. с Максимом Горьким привело И. А. Бунина в начале 1900-х гг. к сотрудничеству в издательстве «Знание». Писатель провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья. Иван Бунин писал, что не принадлежит ни к одной литературной школе. Он не считал себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом» — его творчество действительно оказалось за пределами Серебряного века. Несмотря на это, произведения Бунина получили всемирное признание и стали классикой. Современники Ивана Бунина утверждают, что в писателе чувствовалась «порода», врожденный аристократизм : Иван Алексеевич – представитель древнейшего дворянского рода, уходящего корнями в XV век. Семейный герб Буниных включен в гербовник дворянских родов Российской империи. Среди предков писателя – основоположник романтизма, сочинитель баллад и поэм Василий Жуковский. Осенью 1909 г. Академия наук присудила И. А. Бунину вторую Пушкинскую премию и избрала его почетным академиком, но подлинную и широкую известность принесла ему повесть «Деревня», опубликованная в 1910 г. Октябрьскую революцию и Гражданскую войну Бунин воспринял как катастрофу в жизни страны и соотечественников. «Испив чашу несказанных душевных страданий», в начале 1920 года Бунин покинул Россию. Вместе с женой он отплыл на греческом пароходе из Одессы в Константинополь, оттуда — через Софию и Белград — в Париж. В то время во французской столице жили русские журналисты-эмигранты и писатели-изгнанники, поэтому ее часто называли «уездом русской литературы». Все, что осталось в СССР, представлялось писателю чуждым и враждебным. За границей он начал вести общественно-политическую деятельность и вскоре превратился в одну из главных фигур эмигрантской оппозиции. За рубежом Бунин начал издавать собрания своих дореволюционных произведений. Эти книги европейские критики приняли радушно. В годы эмиграции Бунин много работал, его книги выходили почти каждый год. Он написал рассказы «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Божье древо». В своих произведениях Бунин стремился соединить поэтический и прозаический язык, поэтому важное место в них заняли образные детали второго плана. В 1933 году Иван Бунин завершил самое значительное произведение зарубежного периода творчества — роман «Жизнь Арсеньева». Именно за него в этом же году Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе. Имя автора стало всемирно известным, но слава его была омрачена тем, что в Советской России это достижение замалчивалось, а его произведения не печатали.
Тем временем Бунин продолжал работать. 74-летний писатель отмечал в дневнике: «Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!» В 1944 году он закончил сборник «Темные аллеи», куда вошли 38 рассказов. Среди них — «Чистый понедельник», «Баллада», «Муза», «Визитные карточки». Война примирила писателя с ненавистным ему большевистским режимом. Все ушло на второй план, на первый же вышла родина. В мае 1945 года Бунины прибыли в Париж, где встретили день победы над фашистской Германией. Здесь же в 1946 году они узнали о своем восстановлении в гражданстве СССР и даже хотели вернуться. Но после Постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 года, в котором Центральный комитет СССР раскритиковал творчество Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, литератор передумал возвращаться.
Иван Бунин умер в Париже 8 ноября 1953 года. Похоронили писателя на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Имя Ивана Бунина — одного из проникновенных, трагических классиков русской литературы, почетного академика изящной словесности — известно во всем мире.
* Антоновские яблоки.
В рассказе Ивана Бунина «Антоновские яблоки» представлена жизнь среднего и высшего классов в селе. Сюжет аудиокниги – это цепочка воспоминаний главного героя. Произведение состоит из четырех глав. В первой из них читатель узнает о торговле антоновскими яблоками в конце лета. Вторая глава – это осенний период, а также описание дворянского дома главного героя и его родственников. Третья рассказывает о периоде охоты и наступлении зимы. Четвертая часть аудиокниги описывает ноябрьский день жителей поместья. Это произведение можно рассматривать, как стихотворение в прозе. Важными являются не столько действия в сюжете, сколько особые впечатления и ассоциации, а также использование отдельных образов.
* Воспоминания.
Один из крупнейших мастеров новеллы в русской литературе и выдающийся поэт. В 1933 году стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер», но уже в эмиграции. До эмиграции Бунин был знаком со многими известными писателями своего времени. В своих воспоминаниях Бунин точно и подчас зло рисует портреты своих «коллег»: М. Горького, А. Блока, В. Брюсова, А. Толстого и др.
* Господин из Сан-Франциско.
В рассказе "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин с большой силой обнажил продажность и фальшь капиталистического мира. Не человек сам по себе, а принадлежащий ему капитал - вот что интересует людей-собственников.
* Жизнь Арсеньева.
«Жизнь Арсеньева» - автобиографический роман. Эта книга «удивляет глубиной мысли, обостренной памятливостью, художественным артистизмом, редкой литературной культурой». «Жизнь Арсеньева» - роман-психоанализ по сути, образец словесного мастерства - по форме. Роман без сюжета, без интриги. Роман, где основное внимание сосредоточено на неосязаемых явлениях души, ее тихом и скрытом росте.
*Захар Воробьев; Лирник Родион.
Бунин "Лирник Родион". Автор путешествует по низовьям Днепра на небольшом пароходике «Олег». В первом классе едет какая-то девица (знакомая капитана), во втором - несколько евреев и бедный актер, который, впрочем, немедленно начинает оказывать девице знаки внимания. Нижняя палуба переполнена хохлушками, которые по вечерам. Ведут душевные разговоры и поют протяжные песни. Среди них оказывается и рябой слепец - лирник Родион.
* Натали.
Восемнадцатилетний студент Мещерский приехал на каникулы в имение своего дядюшки, где традиционно «играл в любовь» со своей двоюродной сестрой Соней. И тут в гости к Соне приехала ее подруга - красавица Натали...
* Ночь.
Рассказ Бунина «Ночь» отличается от остальной прозы автора. Здесь много размышлений, философских исканий. И вместе с тем он полон поэзии, точных образов, что характерно для Бунина.
* Окаянные дни. Дневник писателя 1918-1920 годов.
Эта книга – дневник Бунина времён революции и гражданской войны. Книга страшная, откровенная и искренняя. Документальных свидетельств времён гражданской войны много, со всех сторон (которых было куда больше двух), но дневник Бунина стоит в этом ряду особняком – это взгляд человека, имеющего твёрдые убеждения, но не предпринимающего ровным счётом никаких активных действий. "Окаянные дни" относятся к числу тех литературных произведений, в которых по живым следам исторических событий запечатлен "русский строй души" времен революции и гражданской войны 1917-1921 г.г., о котором так говорил А. Блок: "Он спутан и темен иногда, но за этой тьмой и путаницей... вам откроются новые способы смотреть на человеческую жизнь". Для широкого круга читателей.
* Стихотворения.
Поэзия Ивана Алексеевича Бунина пронизана глубочайшей любовью к России, ее природе. В настоящий сборник вошли лучшие произведения лирического творчества, написанные более чем за шестьдесят лет его поэтической деятельности, а так же избранные переводы.
* Под серпом и молотом.
В сборник вошли 10 повествований Ивана Алексеевича Бунина: "Под серпом и молотом", "Богиня ума", "Андре Шенье", "Красный генерал", "Илюшка" и прочие. Создатель обретает в жизни опору, утверждая, что "от жизни рода людского, от веков, поколений остается на земле исключительно высшее, доброе и великолепное" - "наилучшие странички лучших книжек, предание о чести, о совести, о самопожертвовании, о добропорядочных подвигах..." Останется в веках, сомнений нет, и творчество самого писателя.
* Роза Иерихона.
В сборник вошли 16 рассказов замечательного русского писателя и стилиста Ивана Алексеевича Бунина. В этих рассказах - и светлая ностальгия по ушедшим временам молодости («Далекое»), и тема расовой несправедливости («Третий класс»), и попытки осознать явление смерти («Исход»), и восторг перед силой и святостью жизни («Роза Иерихона»).
*Темные аллеи.
Сборник рассказов "Темные аллеи" Ивана Бунина, лауреата самой престижной в мире Нобелевской премии, по праву считается эталоном любовной прозы. Бунин был единственным писателем своего времени, который осмелился так открыто и красиво говорить об отношениях между мужчиной и женщиной - о любви, которая может длиться всего мгновение, а может - и всю жизнь... "Темные аллеи" шокируют своей откровенностью и изысканной чувственностью. Это, пожалуй, одна из лучших книг русской литературы ХХ века.