Найти тему
Jia

Рыночный спрос. Анализ благосостояния на основе кривой рыночного спроса

Содержание

Введение​

1. Рыночный спрос. Построение кривой рыночного спроса​

2. Анализ благосостояния на основе кривой рыночного спроса​

Заключение​

 

Введение

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. Здесь добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Все это требует глубоких экономических знаний. 

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Целью работы является изучение спроса и закона спроса. 

Задачи данной работы: 

  1. дать определение спросу, проанализировать его кривую; 
  2. объяснить формулировку закона спроса; 
  3. перечислить виды спроса и факторы, влияющие на его изменения; 
  4. провести анализ совокупного спроса; 
  5. определить понятие эластичности спроса.

 

 

 

 

1. Рыночный спрос. Построение кривой рыночного спроса

Теоретические положения о рыночном спросе представлены в трудах многих зарубежных и отечественных авторов. Однако до сих пор отсутствует общепризнанные определение рыночного спроса и его классификация, отдельные теоретические аспекты являются предметом острых дискуссий. Например, как справедливо отмечает Ф. Котлер, спрос – это «…потребность, подкрепленная покупательной способностью». 

Но в этом определении не отражается его динамический характер, подчеркиваемый Ж. Ж. Ламбеном в своих трудах, где он указывает, что «…рыночный спрос – это не фиксированная величина, а функция ряда переменных, называемых детерминантами спроса». 

Данную точку зрения разделяют К. Р.Макконелл и С. Л. Брю, отмечая при этом, что детерминантами спроса являются вкусы или предпочтения потребителей, количество потребителей, их денежные доходы, цены на комплементаные и альтернативные товары или услуги, потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов, цена товара или услуги. Поскольку приоритет отдается последней, спрос определяется как кривая, показывающая количество товаров или услуг, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени при прочих равных условиях. 

При этом под равными условиями авторы понимают допущение при изменении цены на товар или услугу равенство остальных детерминант спроса. Указанная оговорка позволяет считать определение корректным, спрос действительно является кривой, то есть функцией одной переменной, за исключением того, что в нем отсутствует небольшая деталь – ограничение по конкретизации рынка. Например, последний может быть выделен по географическому признаку, по его субъектам и т.д. 

В то же время до сих пор можно встретить определения спроса, подобные точке зрения Е.П. Голубкова, считающего, что «…рыночный спрос – это общий объем продаж на определенном рынке (частном или совокупном) определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период времени». Данное определение представляется ошибочным, поскольку фактически речь идет не о спросе, а о его величине, или одной точке кривой спроса, следовательно, отождествление понятий «рыночный спрос» и «величина спроса» не может быть признано правомерным.

Рыночный спрос - общий объем спроса, предъявляемого всеми покупателями данного товара или услуги.

Кривая рыночного спроса строится на основе кривой спроса отдельных индивидов, выступающих на рынке данного товара или услуги в качестве покупателей, так как объем рыночного спроса при каждом значении цены представляет собой сумму объемов спроса всех потребителей. Отрицательный наклон кривых индивидуального спроса определяет отрицательный наклон кривой рыночного спроса. 

Построение кривой рыночного спроса производится методом горизонтального суммирования.

На рис. 1 представлен спрос трех школьников — Нины, Петра и Федора — на билеты в кино. Эти школьники обладают различными денежными возможностями и разными вкусами Поэтому спрос их будет неодинаков.

Рисунок 1 - Индивидуальный и рыночный спрос
Рисунок 1 - Индивидуальный и рыночный спрос

На рис. 2 представлены кривые спроса каждого из трех школьников и кривая рыночного спроса (для упрощения предполагаем, что на рынке представлен спрос только этих трех индивидов). 

Рисунок 2 — Построение кривой рыночного спроса
Рисунок 2 — Построение кривой рыночного спроса

Мы видим, что если цена билета превышает 40 р., то кино пойдет только Нина. Либо ее друзьям билеты не по карману, либо они не настолько любят кино, чтобы платить за билеты столь высокую цену. Если цена билета снизится до 40 р., то в кинозале появится Петр; и только при снижении цены билета до 20 р. спрос на кинорынке предъявит и Федор.

В результате суммирования объемов спроса всех индивидов появляется кривая рыночного спроса. Обращает на себя внимание, что она сдвигается вправо по мере появления на рынке новых покупателей и является ломаной. При этом число изломов будет тем больше, чем больше покупателей представлено на рынке данного товара. Когда их число становится достаточно большим, изломы становятся неразличимыми и кривая сглаживается. Поэтому кривые рыночного спроса выглядят как гладкие линии

2. Анализ благосостояния на основе кривой рыночного спроса

Излишек потребителя — это разница между суммой денег, которую потребитель был согласен уплатить за товар, и суммой денег, которую он реально уплатил. Излишек производителя — это разница между суммой денег, которую производитель реально получил за свой товар, и суммой денег, которую он рассчитывал получить. Сумма излишка потребителя и излишка производителя изображена в виде двух заштрихованных треугольников. Она характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия. В итоге формирования равновесной цены и потребители, и производители получают выгоду. Вместе с тем наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена сделала данный товар недоступным некоторому числу более бедных потребителей (отрезок кривой спроса вправо от точки Е) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от точки Е).

-3

Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной политики в области ценообразования. Если государство фиксирует цену на какой- либо товар на уровне ниже цены равновесия (на социально значимые товары), то потребители в результате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, а производители несут потери.

Рассмотрим графически последствия государственного контроля над ценами.

-4

Потребители платят за товар меньшую цену. Их потребительский излишек возрастает на величину (А- В). Производители в результате сокращения производства понесут потери в размере (—А —С). Общее изменение совокупных излишков потребителей и производителей составит (А-В-А — С) = (— В —Q. Ясно, что потери производителей превышают выигрыш потребителей, и, следовательно, государственный контроль над ценами приводит к чистым потерям благосостояния. В целом можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сложившейся на рынке цене является взаимовыгодной для продавцов и покупателей. И те и другие получают в результате обмена определенные излишки. Но это достигается только в условиях совершенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия приведет к потерям общественного благосостояния.

 

Заключение

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами; 

Спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения; 

Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.