Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Охотничьи путевки, климатическая политика и доходы бюджета – как и чем живет в последнее время ЕЭК

Официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина вновь рассказала об актуальных аспектах жизни Евразийского экономического союза.

-2

– Ия Витальевна, есть какие-то новости, связанные с текущей деятельностью комиссии?

– С 24 ноября приступил к работе новый министр по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям Варос Симонян. Решение о его назначении принято Высшим Евразийским экономическим советом на основании предложения от Республики Армения. С августа 2019 года Варос Симонян занимал должность заместителя министра экономики Армении.

– Были ли в последнее время какие-либо решения, которые бы можно было отнести к укрепляющим интеграционный потенциал всего Союза?

– Здесь можно привести в пример то, что Беларусь установила одинаковые для всех граждан стран ЕАЭС цены на охотничьи путевки и разрешения на добычу охотничьих животных. Соответствующее постановление принял Совет Министров Республики Беларусь.

Ранее для граждан государств Союза и Республики Беларусь устанавливались различные цены. Право Союза в свою очередь не допускает применение особых условий в зависимости от гражданства и места жительства получателей услуг. Данный вопрос рассматривался в Комиссии с участием представителей сторон. Республика Беларусь приняла предложение Комиссии и внесла изменения в национальное законодательство.

Также коллегия ЕЭК одобрила проект Соглашения об административном сотрудничестве в сфере кинематографии. Документ разработан в целях обеспечения сотрудничества между регуляторами функционирования единого рынка услуг в этой сфере. В нем определены перечень сведений, содержание и цели запроса регуляторов о предоставлении информации, и порядок его исполнения.

Департамент макроэкономической политики Комиссии представил аналитический доклад «О международном опыте разработки и внедрения принципов, мер и механизмов зеленой экономики и концептуальных подходах в Евразийском экономическом союзе».

-3

Остановлюсь на ключевых предложениях аналитиков Комиссии.

Во-первых, предлагается внести дополнения в право Союза в части согласованной климатической политики. В частности, создать евразийскую систему эколого-климатического регулирования, а также реализовать принцип взаимного признания национальных углеродных правил, который обеспечит в том числе отказ государств от введения во взаимной торговле ограничительных мер, мотивируемых климатическими целями.

Для реализации планов по зеленой трансформации экономик стран ЕАЭС необходимо не только государственное финансирование, но и значительные частные инвестиции, как внутренние, так и иностранные. Для стимулирования их притока предлагается дополнить и развить Договор о ЕАЭС в части режима осуществления инвестиций с акцентом на климатические и адаптационные проекты.

Во-вторых, как отмечают аналитики Комиссии, с точки зрения природных поглощающих возможностей ЕАЭС занимает одно из ведущих мест в мире. А значит, ЕАЭС как интеграционное объединение обладает существенным незадействованным потенциалом для активного участия в формировании глобальных климатических правил. Причем выгода от такого участия может быть обеспечена всем государствам ЕАЭС только в формате Союза.

Одновременно с этим предлагается в перспективе создать Евразийскую фабрику зеленого проектного финансирования, нацеленную в том числе на «сквозные» инфраструктурные проекты, с привлечением институтов развития всех государств ЕАЭС, ЕАБР и ЕЭК.

Доклад является промежуточным этапом для подготовки и согласования со сторонами проекта Концепции по внедрению принципов зеленой экономики в ЕАЭС в 2023 году. Напомню, что это предусмотрено Стратегией-2025.

– На какие мероприятия, касающиеся жизни Евразийского экономического союза в ближайшей перспективе, с вашей точки зрения, следовало бы обратить внимание?

– 2 декабря в Москве в очном формате пройдет Евразийский конгресс, организатором которого выступает Евразийский банк развития.

-4

В конгрессе активное участие примут представители комиссии. Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович выступит на пленарной сессии. Также планируются выступления министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева и министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артака Камаляна.

На площадке конгресса также состоится заседание Совета ЕЭК.

В повестке Совета – дорожная карта по расширению сотрудничества в области гражданского авиастроения и дорожная карта по созданию условий для беспрепятственного перемещения товаров в ЕАЭС.

Также планируется обсудить изменения в Порядок рассмотрения заявлений о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

Кроме того, вице-премьерам будет представлена программа мероприятий по празднованию 10-летия Комиссии в 2022 году.

– С учетом того, что журналисты всегда любят цифры, можете ли Вы привести какие-либо статические показатели деятельности Евразийского союза в последнее время?

– В январе-сентябре текущего года суммарные доходы бюджетов стран ЕАЭС составили 275 млрд долларов США, расходы – 258 млрд долларов. Профицит составляет почти 17 млрд долларов, однако в Армении, Беларуси и Казахстане бюджет исполнен с дефицитом.

В расходной части бюджета во всех государствах существенную долю занимало финансирование социальной сферы и общегосударственной деятельности. Рост расходов на национальную экономику наблюдался в Армении, Кыргызстане и России.

– Если взять разрез законотворчества, то что можно выделить там?

– До 2 декабря продлится обсуждение инициативного предложения Российской Федерации об обнулении ставки ввозной таможенной пошлины в отношении промышленных жирных спиртов сроком на 3 года. Действующая ставка на эти товары составляет 5% от таможенной стоимости.

Предлагаемая мера направлена на поддержку производителей поверхностно-активных веществ в условиях отсутствия производства сырья на территории Российской Федерации, а также увеличение объёмов производства продукции, содержащей промышленные жирные спирты.

Ранее нулевая ставка уже применялась по 31 августа 2021 г.

До 12 декабря продлится обсуждение инициативного предложения Российской Федерации об обнулении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отходов и лома драгоценных металлов на постоянной основе.

В отношении этих товаров уже применяются нулевые ставки по 31 декабря 2022 года включительно.

Предлагаемая мера направлена на увеличение загрузки производственных мощностей российских аффинажных предприятий и объемов переработки вторичного сырья с содержанием драгметаллов.

– В этом году активизировалось сотрудничество Узбекистана с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего сотрудничества Узбекистана с этими государствами?

– Мы рассчитываем на дальнейшую интенсификацию сотрудничества всех стран Союза с Узбекистаном. Этому будет способствовать Меморандум о взаимодействии между ЕЭК и Правительством Узбекистана и План совместных мероприятий на 2021-2023 годы, подписанные в текущем году. Документы создают дополнительную инфраструктуру для полноформатной реализации статуса государства-наблюдателя, тем самым обеспечивая систематизацию сотрудничества.

В настоящее время также ведется работа по согласованию дорожной карты по взаимодействию между Правительством Узбекистана и комиссией. Проект был подготовлен узбекистанской стороной и передан Премьер-министром Узбекистана Сардором Умурзаковым Председателю Коллегии ЕЭК Михаилу Мясниковичу 28 октября.

Отмечу, что для ЕАЭС торговое сотрудничество с Узбекистаном носит стратегический характер как по масштабу торговли, так и по ширине номенклатуры торгуемых товаров. На Узбекистан по итогам 2020 года пришлось около 2% всей внешней торговли ЕАЭС. Узбекистан является вторым после Украины торговым партнером стран ЕАЭС среди стран СНГ, не являющихся членами ЕАЭС.

-5

В январе-сентябре текущего года товарооборот стран ЕАЭС с Узбекистаном вырос на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 7,8 млрд долл. (в том числе экспорт – 5,6 млрд долл., импорт – 2,2 млрд долл.).

В этом году (по состоянию на январь-сентябрь 2021 года) ЕАЭС импортирует из Узбекистана преимущественно такие товары, как:

пряжа хлопчатобумажная с содержанием хлопковых волокон (221 млн долларов США),

свежие абрикосы, вишня, черешня, персики, сливы и терн (154 млн долларов США),

майки, фуфайки трикотажные (99 млн долларов США),

виноград (74 млн долларов США).

ЕАЭС экспортирует в Узбекистан:

пшеницу (417 млн долларов США),

прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный (312 млн долларов США),

лесоматериалы продольно-распиленные (226 млн долларов США),

масло подсолнечное (195 млн долларов США).

– На заседании Евразийского межправсовета в Ереване главы правительств обсудили разработку стратегии биологической безопасности Евразийского экономического союза. Что она предусматривает и когда может быть утверждена?

– Действительно, по инициативе белорусской стороны главы правительств обменялись мнениями о целесообразности разработки в рамках ЕАЭС стратегии биологической безопасности, которая бы отвечала на современные вызовы.

Стороны выслушали предложения Беларуси и взяли время на дополнительные консультации.

– Как на Межправсовете решен вопрос по антидемпинговой пошлине в отношении графитированных электродов из Китая?

– В ходе Межправсовета стороны достигли компромиссного подхода по применению антидемпинговой меры в отношении китайских электродов.

В ближайшее время планируется внести изменения в решение Коллегии ЕЭК о введении меры, чтобы обеспечить стабильное функционирование рынка электродов в ЕАЭС и оперативное реагирование Комиссии на изменения на нем.

Автор статьи: Герман Напольский

Автор фото: из открытых источников