Найти тему
Сервисный бардачок

Один день провинциального компьютерного сервиса или "успеть за 24 часа"

Как же круто звучат названия фильмов с цифрами: Угнать за 60 секунд, 12 друзей Оушена, 101 долматинец, 1+1, 12 стульев ... Еще интереснее, когда по сценарию заложено ограничение времени и на героя наваливаются трудности, а ему приходится преодолевать преграды на пути к цели. Работа инженера в сервисном центре очень похожа на кино, но жанр может каждый день меняться. Комедия? Пожалуйста, берите телефон, открывайте почту - почувствуйте себя менеджером на приемке -выдаче техники общаясь с клиентами. Детектив? Легко, сопоставьте описание неисправности клиентом и причины её появления с результатами диагностики. Ужасы? Не вопрос, в каждом втором системном блоке такой слой грязи, а в радиаторе и вентиляторе системе охлаждения - половина домашней кошки.

Сегодня я хочу поделиться с Вами одним днем из работы сервисного центра. Не скрою, что для маленького сервиса этот день был одним из самых насыщенных на текущей неделе, но много мелких событий в данный отчет не попало (например заправки картриджей и моментальная помощь и консультации), поэтому не ругайтесь, что у нас мухи мрут от скуки - это не так (точнее не всегда так). И так, обычный день в обычном маленьком сервисе...

8.30 Подходя к работе стало понятно, что лестницы не видно - она скрыта под 10-15 сантиметровым слоем снега. Выглядит красиво, но клиенты явно не оценят, поэтому лопату в руки и вперёд.

8.50 Время осталось как раз на протирку поверхностей в клиентской зоне в соответствии с новыми санитарными нормами и роспись в соответствующем журнале.

9.00 Утро начинается, всё готово, ждём клиентов. Начинаются первые звонки, приёмщик на телефоне. Я смотрю на технику на ночном тестировании, всё нормально, отмечаю её готовность и переношу на выдачу.

9.30 Первый клиент с техникой, девушка с монитором. Старая "квадратная" "девятнашка", нет изображения. Принимаем на диагностику.

-2
В нашем маленьком сервисе действует правило - диагностика производится за 24 часа (в рабочие дни), в случае сложной неисправности, требующей большего времени, обязателен звонок клиенту с уведомлением об увеличении времени работ. Обычно 24 часа это не только время на диагностику, но и на ремонт, если неисправность имеет быстрое решение (порядка 3/4 всех случаев).
После сдачи техники зимой, она должна принять нормальную температуру. С учетом того, что у многих клиентов перед сдачей техника ночует в холодной машине, до начала диагностики может пройти несколько часов по независящим от нас причинам. Монитор прохладный, поэтому часовая пауза перед диагностикой ему необходима. "Торопыжки" - клиенты, которые зимой настаивают на быстрой диагностике или ремонте могут получить в любом сервисе бонус в виде сломанных пластмассовых креплений и элементов любого устройства: монитора, принтера, ноутбука. Именно поэтому зимой таких спешащих клиентов я отправляю в другие сервисы, т.к. "переобувшись в воздухе" потом виноватым всё равно окажется сервис.

10.30 Открывается дверь, в сервис осторожно входит очередной клиент - бабушка. Дверь на всякий случай оставляет открытой (придерживает рукой), в сервис начинают поступать волны холодного воздуха. Испуганно озираясь по сторонам, спустя пол-минуты, она наконец отпускает дверь и проходит к стойке приёма.

-Здравствуйте! У меня монитор сломался, вы делаете?

-Смотря какой монитор, тонкий ЖК?

-Да, нам дети отдали большой тонкий, а он не работает...

-Делаем, приносите...

Далее следует выяснение возможной стоимости ремонта и возможность от него отказаться, если цена окажется высокой, после чего бабушка уходит.

11.10 В сервис уверенно заходит клиент - мужчина, примерно 55-60 лет. Уверенно достаёт из сумки небольшой ноутбук, здоровается и начинает рассказ. Ноутбук подарил его жене начальник, она некоторое время поработала с ним, а затем ноутбук стал постоянно обновляться, и работать стало невозможно. Принимаем ноутбук, откладываю на "полчаса" полежать перед диагностикой.

11.20 Занимаюсь первым сданным монитором (Samsung 943N). Изображение есть, подсветки нет, разбираю. Внутри всё очевидно, трансформатор от Samsung вышел из строя, да так, что подгорела плата. Вот так выглядит сам трансформатор:

-3

Озвученное изначально условие клиента - ремонт должен быть максимально дешёвым (до 500-700 рублей) в данном случае невыполнимо. Монитор у клиента не основной, по телефону девушка предлагает оставить его в стоимость диагностики (300 рублей), с чем мы и соглашаемся. Матрица 19" легко пригодится, а плату с горелым текстолитом точно ремонтировать нет смысла. Как дешёвый вариант можно отключить защиту, и удалить часть трансформатора, отвечающую за нижние лампы, что уменьшит яркость экрана, но продлит недолгую оставшуюся жизнь монитора.

12.00 Подключаю на диагностику сданный ноутбук. Это HP 14-ax018ur. Конфигурация Celeron N3060/4Gb ... и на этом бы остановиться, но в качестве дисковой системы там eMMC на 32Гб. Для создателей таких конфигураций, как говорится, должна быть отдельная сковородка сами знаете где. Моя задача выбрать оптимальный для данной платформы вариант системы, чтобы пользователь мог выполнять простые офисные задачи без "тормозов" и обновлений.

-4

Это же надо было так поглумиться над пользователями, сделав оперативную память в слоте, но не оставив разумных способов установки (увеличения объёма) диска! Созваниваюсь с клиентом, уточняю отсутствие важной личной информации на ноутбуке и приступаю к установке системы. В BIOS ноутбука есть возможность включения legacy boot, но 7-ка не встанет (точно, проверено на других), поэтому ставить сразу буду windows 8.1. Урезанные и оптимизированные системы я принимаю, но без особой необходимости не устанавливаю.

В данном случае оставим за скобками лицензионные аспекты. Я считаю, что это отхождение от правил "по духу совести" должно компенсировать само создание таких ноутбуков производителем, ведь ключ 10-ки в него вшит, а значит, оплачен покупателем, но пользоваться заводской системой нормально возможности нет.

Система успешно установилась за час, затем устанавил драйверы и приложения (минимальный набор, чтобы оставить свободное место на накопителе 32Гб. В итоге осталось около 8Гб свободного места на диске). Посоветую купить SD карту нормальной скорости и использовать её для данных в качестве диска D (эта формулировка почему-то очень понятна даже далеким от компьютера людям).

12.10 Пока я занимаюсь сданной техникой, клиенты продолжают приносить новую. На этот раз технику принёс пожилой мужчина, которому на вид лет 80-85. Говорит он очень громко, слышит очень плохо, но судя по связанному тексту, голова работает отлично. И так, новый пациент - МФУ Samsung SCX-3200.

"Я уже Вам его приносил, вы мне чинили, а тут я сам опростоволосился... Пропустил бумажку со степлером, она намоталась внутри.. Я попробовал вытащить, но у меня не получилось. Сейчас он включается, воняет горелым и не работает."

Принимаем аппарат, записываем данные, уточняем способ общения (человек плохо слышит): отвечает, что общаться будет супруга, а потом ему всё передаст.

13.15 В сервис заходит постоянный клиент, мужчина лет 40-45. Здороваемся, по имени я его не помню, но точно помню, что ходит он к нам с разной техникой не первый год. В руках ноутбук Asus K43, на губах улыбка, начинает рассказ.

Решил ускорить ноутбук самостоятельно, купил SSD накопитель, установил. Пытливый ум скачал программу CrystalDiskMark, тут-то и понеслось. На скриншотах в интернете скорость чтения купленного диска была 480 МБ/с , а у него получилось 385 МБ/с... Начал "рыть" глубже, понял, что скорость упирается в контроллер SATA. Дальше путь завёл его на форум, где владельцы похожих ноутбуков расхваливали модифицированный BIOS. Скачал, установил, скорость чтения выросла до 440 МБ/с. Казалось бы победа, но .. отказали USB порты 3.0. Решил вернуть старый биос, т.к. без портов USB жить сложно, но процесс завис, и ноутбук превратился в кирпич.

Принимаю технику, уже пора обедать. Обед прерывается звонками, в основном интересуются заправкой картриджей.

14.00 После обеда берусь за сданное дедушкой МФУ.

-5

Бумага на тефлоне намоталась слоев в 5-6, есть следы острого предмета, но к счастью неглубокие. Резиновый вал целый. Разбираю МФУ , вытаскиваю печь, снимаю тефлоновый и резиновый валы, вытаскиваю замотавшуюся бумагу, очищаю печку от кусочков бумаги и грязи. Удивительно, но серьёзных повреждений нет, можно оставить родные валы. Внутри аппарата всё в тонере и остатках бумаги, скоб от степлера, загнуты пружинки контактов к чипу, контакты к картриджу в принтере загнаны глубоко внутрь и не возвращаются даже несмотря на наличие пружин. Вычищаю, возвращаю на место контакты, удаляю ненужные контакты для чипа (которого в картридже нет, аппарат прошит).

Проверяю работу на разобранном аппарате, затем собираю и оставляю аппарат для тестирования.

15.15 Несут что-то большое. Системный блок в большом корпусе (всё как теперь модно: с подсветкой, большим окном сбоку, вау-вау). История - калька с еженедельных случаев: решил почистить, разобрал, собрал - не включается. Системник год назад куплен с рук, видеокарта игровая, поэтому нужно кроме "починить" еще и сделать т/о видеокарте (конечно предварительно согласовав стоимость работ). Принимаем.

16.05 Заходит утренняя нерешительная бабушка, на этот раз с дедушкой и монитором. Ух, зверь! Viewsonic VP2130B. Принимаем. Бабушка очень переживает, чтобы мы не оказались мошенниками и не затянули с ремонтом. Принимаем, выписываем сохранную расписку, обещаем позвонить после диагностики. Попутно согласовываем, что ремонт до 1000 р. подобных мониторов делается без уведомления, если не согласны на подобную сумму, то нужно сообщить заранее (сейчас). Клиент кивает, что согласен, на этом и расстаёмся.

16.30 Начинаю заниматься системным блоком. Действительно, не стартует. 1151 socket, память набрана из 3-х разных модулей (4+4+8). Втыкаю пищалку, вытаскиваю память - молчит. Старт вентиляторов, пауза, выключение. Затем по циклу. Вытаскиваю видеокарту (единственное устройство в слотах PCI-E) - поведение не меняется. Сброс BIOS - нет реакции. Придется всё-таки вытаскивать плату.

На плате ничего криминального нет, снимаю процессорный кулер - башню, вытаскивая процессор, осматриваю контакты на плате (обычное дело при т/о, когда решают вытащить процессор, еще и загибают контакты на сокете). В данном случае всё целое, но на процессоре на контактах - следы термопасты. Они же на первых двух слотах памяти (не только на пластике, но и на контактах внутри).

Очищаю, собираю, стартую. Память не хочет работать на своей штатной частоте, хотя процессор и материнская плата должны это обеспечивать. Версия BIOS одна из первых, прошиваю, всё работает. Устанавливаю плату обратно в блок, подключаю, запускаю систему и ставлю на тесты.

Температура видеокарты под нагрузкой легко за 5 минут достигает 90 градусов Цельсия и не думает останавливаться. Когда видеокарта остывает, разбираю, считаю необходимые для замены термопрокладки, согласовываю с клиентом итоговую стоимость по телефону. Т/о не занимает много времени, температура под нагрузкой через 5 минут падает градусов на 10 относительно первоначальных замеров - не много, но зато дальше практически не растёт. Ставлю на тесты.

17.40 На приёмке что-то происходит, технику продолжают приносить, но у меня уже почти все посты заняты, нужно доводить до готовности и только затем браться за следующие устройства. Спокойствие, только спокойствие. До конца рабочего дня чуть более часа, поэтому принимаю решение ноутбук с прошивкой BIOS оставить на утро, а сейчас заняться большим монитором.

17.50 Монитор не подаёт признаков жизни, не горит индикатор, не загорается матрица, не слышно писка изнутри. Его уже разбирали - следы по всей поверхности монитора, кроме этого от старости вся рамка матрицы в мелких паутинках трещин. Понимаю, что разобрать аккуратно такое не получится, но разбирать нужно. Рамка снята , внутри сломана каждая вторая защёлка (пластик крошится просто от нажатия), а снаружи маленькая трещинка при разборе превратилась в большую. Разберусь позднее с косметикой, сейчас главное - неисправность.

-6

Внутри 4 отдельных платы (блок питания, скалер, плата USB хаба и трансформаторов инвертора). Измерения показывают, что все предохранители целые, короткого нет, трансформаторы все идентичны по сопротивлению. На плате скалера выдаёт себя только один конденсатор, но мы то знаем. то где один, там и остальные. Кстати почти все мелкие конденсаторы (а их больше 15 штук) со следами пайки.

Проверка показывает основных виновников - два конденсатора на 330мкф, потерявшие ёмкость от слова совсем. Еще несколько конденсаторов на грани, меняю их до кучи.

Монитор не хочет сразу запускаться, такое я встречал, когда поднимал долго лежавшие "в чуланах" и на полках мониторы. Индикатор загорается, внутри слышен писк, изображения нет. Отключаю питание включаю повторно - появляется картинка. Подаю сигнал от источника - изображение в порядке. Из забавного, на плате скалера есть элемент, определяющий положение монитора в пространстве (подставка позволяет поворачивать матрицу в любом направлении). Этот элемент при тряске платы издаёт звук катающегося шарика, что может вводить в заблуждение о его работоспособности.

Ремонтирую пластик на треснутой рамке, восстанавливаю несколько защёлок и собираю. Монитор отправляется "на прогон", а у нас на часах 18.50.

18.55 Привожу в порядок рабочее место, заполняю в базе данные по ремонтам, планирую и записываю в ежедневник последовательность действий на завтрашнее утро. Окидываю взглядом сданную за вечер технику, которую я еще не видел, вношу её в план завтрашней диагностики. Теперь можно с чистой совестью собираться домой, закончился трудовой день и есть работа на завтра - что может быть лучше?

Приношу извинения за минимум фотографий. Идея описать день возникла позднее, а в процессе, времени на это практически не было, но впредь я постараюсь документировать более тщательно. Никогда не знаешь заранее, какой случай окажется интересным.

P.S. Не люблю незаконченность: ноутбук Asus K43 без проблем был восстановлен (а заодно и почищен, всё равно разбирать, а температура высоковатая была) следующим утром, так что все остались довольны.

Спасибо за внимание! Стабильной работы Вашей технике!

#компьютер #ноутбук #ремонт компьютера #it #сделай сам