Найти в Дзене

Анализ рынка. Как провести и зачем это нужно

Вопрос, о котором забывают многие предприниматели перед запуском стартапа. А ведь маркетинговый анализ очень важен именно на начальном этапе. Но ирония в том, многие даже не знают, что несет в себе определение маркетингового анализа. 

Давайте разбираться вместе.

Для того, чтобы запустить стартап, нужно не так уж и много - рабочая бизнес-модель, первоначальный капитал либо инвестор и продукт. Но любой продукт рассчитан на потребителя. И чтобы его реализация стала успешной, он должен быть востребованным. Но и этого может быть мало. В большинстве случаев продукт не уникален и вы сталкиваетесь с огромной кучей конкурентов. И как выделиться из этой массы - решить нужно до того, как вы свой стартап запустите. 

Именно поэтому так важен вопрос изучения рынка - собрать данные, систематизировать, проанализировать, причем изучить только конкурентов - довольно однобокое решение. Потенциальных клиентов тоже изучать придется, иначе вы не сможете сформировать свою целевую аудиторию. А ведь именно на ней и будут держаться продажи. 

Маркетинговый анализ - наиважнейший шаг, который должен сделать начинающий владелец бизнеса. Он поможет помимо всего вышеперечисленного оценить риски, направить деятельность бизнеса в правильное русло и избежать многих ошибок, которые часто приводят к тому, что стартапер остается у разбитого корыта. 

По недавно проведенным исследованиям всплыла цифра - 42. Именно такой процент начинающих бизнесменов оказываются банкротами из-за того, что на их продукт нет спроса. Если упростить, то 4 из 10 стартапов можно было бы спасти, заранее изучив рынок. 
Разработать бизнес-идею безусловно важно. Но еще важнее понять, насколько она будет жизнеспособна. Ей нужно придать уникальность, благодаря которой можно выделиться среди конкурентов. И без анализа информации это будет довольно затруднительной задачей.

Какие виды исследования рынка можно выделить

Первичные - это аналитические действия, которые владелец совершает сам, своими силами, не привлекая экспертов со стороны. 

Вторичные - как правило, анализ опирается на уже собранные данные, которые можно достать в открытом источнике. Это могут быть отчеты других организаций, результаты ранее проведенных опросов, публикация в различных источниках. 

Для начинающего бизнеса очень важно использовать эти типы анализа в совокупности. Так у владельца будет более полная и реальная картина. 
Конечно, вторичные исследования гораздо проще и менее трудоемки, но идти по пути наименьшего сопротивления - не всегда верно. 

Чтобы грамотно провести первичные маркетинговые исследования, нужно пользоваться следующими методами:

 - анкетирование и опросы. Довольно часто проводятся онлайн, что существенно помогает сократить время и охватить больший объем потенциальных клиентов. Вопросы должны быть четкими, размытые формулировки могут привести к размытым ответам и неверным выводам.

- проведение эксперимента. Так можно проверить даже самые смелые гипотезы в реальности и понять их целесообразность.

- диалог с потенциальными клиентами. Можно перепутать с опросом, но это скорее интервью, которое проводится перед непосредственным созданием продукта.

Для вторичных маркетинговых исследований обычно используют:

- Различные источники, в том числе и Интернет-источники

- Внутренние отчеты организации, которые включают в себя статистику, анализ данных и пр.

- Документы и любые сведения о конкурентах. 

- Данные исследований, которые уже провели до вас.
Что вам даст своевременное изучение рынкаВы сможете оценить и снизить риски
У вас будет представление, как именно продвигать свой продукт
Вы сможете сформировать свою целевую аудиторию
Вы повысите продажи
Впоследствии у вас будет реальная возможность расширить и масштабировать бизнес

Какие ошибки часто совершают начинающие стартаперы, когда проводят анализ рынка. 

Использование ненадежных источников. С появлением интернета любую информацию можно достать буквально за пару минут. Однако не вся она является достоверной. Львиная доля того, что мы читаем во всемирной паутине, является ошибочной и не заслуживает доверия. Всегда проверяйте источники, на данные которых будете в дальнейшем опираться. 
Неверный выбор исследуемой аудитории. Если вы собираете данные, они просто обязаны быть актуальными. Если вы выбрали для исследований не ту целевую аудиторию, аналитику, которую вы получите, применять конкретно к вашему стартапу будет некорректно. 
Неполный комплект данных. Когда вы проводите исследование рынка, ориентироваться на какой-то один показатель - недальновидно. Ваш анализ будет неполным и скорее всего недостоверным. 
Использование близких в качестве испытуемых. Если вы начали анкетирование или опросы, не ограничивайтесь кругом своей семьи или друзей. Результаты будут необъективными, ведь ваши близкие захотят поддержать вас и отвечать будут так, как вам нужно, а не так, как есть на самом деле.

Подводя итог, хочу сказать, что нет более шаткого предприятия, чем стартап. Потому что тут нет времени на фатальные ошибки. Да и для того, чтобы исправлять незначительные, вы потратите драгоценные ресурсы. Без анализа рынка, без полной и адекватной его картины вы вряд ли сможете обеспечить твердое основание для вашего дела.