Найти в Дзене
Шпионские страсти

Охота за документами

Готовясь к нападению на Польшу, руководство абвера поставило перед своей агентурой задачу - захватить как можно больше документов польских разведывательных служб. Особенно интересовали документы, связанные с деятельностью польской разведки на территории Рейха.

Для выполнения этой задачи были организованы специальные подразделения абвера: АСТ-Кенигсберг, АСТ-Штеттин, АСТ-Берлин, АСТ-Бреслау, АСТ-Вена, а также спецгруппы германских пограничных служб.

Первым делом спецгруппы германских пограничных служб произвели захват, обыск и изъятие документации польских «разведпляцувок», подразделений польской разведки, расположенных вблизи польско-германской границы.

По мере наступления германских войск вглубь Польши, в работу включались спецгруппы абвера.

Так отряд под командованием майора Абвера Хайнца Шмальшлегера из группы АСТ-Вена совместно с подразделением из АСТ-Бреслау охотился за документами II-го отдела польского Генштаба (разведка). В месте нахождения II-го отдела немцам ничего обнаружить не удалось. Здания оказались пустыми. Однако вскоре немцам улыбнулась удача. В боях за Варшаву в форте Легионов немецкие полевые подразделения захватили архив польского Генерального штаба, который польские офицеры, ответственные за архив бросили, спасая свои жизни, и не удосужились уничтожить.

Только документов II-го отдела польского Генштаба немцы вывезли из форта Легионов шесть грузовиков. Все они были переданы военными в гестапо.

Ряд важных документов абвергруппы захватили в региональных отделениях. Однако, удалось захватить далеко не все, что планировалось.

Так руководитель польского Бюро шифров Гвидо Лангер не только сумел уничтожить оборудование, шифры, шифровальные книги и другую документацию, но и вывезти специалистов-криптографов с территории Польши.

Когда 18 сентября польское правительство бежало из страны, то в эшелоне, вместе с госчиновниками ехали и сотрудники Лангера. Они намеревались выехать в восточные районы государства, но наступление Красной Армии сорвало эти планы. Поезд бросили и пересели на грузовики. Вскоре закончился бензин. Тогда Лангер приказал уничтожить все, что могло представлять ценность для врага, и вывел своих людей на территорию Румынии, куда уже успело сбежать правительство.

Гестапо, разобрав документы, захваченные в форте Легионов, получило возможность арестовать или перевербовать (если они работали за пределами Рейха) несколько сотен польских разведчиков. Ряд из них были расстреляны. Среди последних оказался лучший польский разведчик Виктор Катлевский («Виктор»), внедренный польской разведкой в отдел морских вооружений флота Рейха. Он был расстрелян 19 августа 1940 года.

Дорого заплатили польские разведчики за трусость своего начальства.

(Источник: Ландер)