Античная скульптура была и остается эталоном. Ее беспрекословный авторитет царит в мире искусства, и мы с этим полностью согласны. Вопрос в другом. Почему в мире, где человек старается все раскрасить, величайшие скульптуры прошлого созданы монохромными? Разве вам не кажется это странным? Давайте обратимся к истории.
Мраморная нагота
Греческие и римские статуи более привычны для нас в своей белой мраморной наготе, даже если герои изображены в одежде. Действительно, такой образ рождает в создании человека целостность и делает его совершенным. Но возможно ли, что в Греции и Риме, в языческом обществе, где краски и цвета играли важнейшую роль, статуи богов и царей оставались нераскрашенными? Конечно, нет. На самом деле монохромность античности является заблуждением. И в том, куда подевались краски, нет особого секрета. Все дело во времени и долгом пути, который проделали скульптуры по дороге к современному зрителю.
Если вода точит камень, то представьте, что сделали ветра, дожди, пески, археологи и руки, отмывающие прожитые статуей годы, с ее краской. У античного пигмента не было ни шанса оставить Афину брюнеткой, а не мраморной блондинкой.
Акрополь Афины
В 1880-х годах американский арт-критик Рассел Стерджес посетил афинский акрополь и стал очевидцем следующей картины. Скульптуры, найденные там, еще сохранили свой первозданный цвет, но, когда люди стали перемещать их, изучать и очищать от пыли, краски осыпались. На смотровых столах стали появляться кучки разноцветного пигмента. В древности и сам акрополь блистал ярким убранством и был раскрашен словно театральная декорация. Наличие ярких красок было типично для Древней Греции.
Мысли о белом
Мысль о монохромности античных статуй нам постарался привить Иоганн Винкельман. В 1764 г. в своем фундаментальном труде «История искусства древности» этот выдающийся археологи и искусствовед уверил весь мир в том, что «только белый цвет наделен истинной красотой». И долгое время мир верил в это, считая мысль ученого единственно верной.
Лишь в 1815 году по авторитету Винкельмана был нанесен первый удар. Французский исследователь архитектуры и реконструктор античных памятников Катрмер де Кенси публикует весьма эксцентричный труд. Его книга получает название «Юпитер Олимпиец, или искусство античной скульптуры в новом свете». В ней Картмер впервые опровергает тотальную власть белого в период античности. В книге он изобразил иллюстрации раскрашенных статуй. Однако общественность его трудов не оценила и предпочла игнорировать цветного Дискобола и Геракла. Да собственно, такая реакция вовсе не удивительна. Оцените разницу:
Выглядит как китч или шутка. Будто ребятня с баллончиками напала на великие произведения Фидия, Поликрета и Мирона. Однако древние греки любили все яркое и уж никак не могли оставить белыми почитаемых и любимых ими богов. С их точки зрения, это даже как-то не прилично, согласитесь?
Верните статуям цвет
После публикации книги Картмера попытки вернуть античным статуям их правильный цвет повторялись. Активное участие в этом процессе приняли художники-викторианцы. Единственный минус их попытки состоял в том, что раскрашивать статуи они принялись, основываясь на собственных вкусах.
А поскольку они не были жителями Афин или Коринфа, подход получился антинаучный.
Более любопытен опыт сотрудника музея Либерхаус во Франкфурте, который с 1990-го года с помощью современных технологий работал над исследованием поверхности статуй, а точнее остатков на ней оригинального пигмента. Его изыскания были весьма удачны. Результатами исследований становились выставки. К примеру, в 2003 году на экспозиции «Боги в цвете» были представлены скульптуры, вновь обретшие античную эстетику цвета. Раскрашивали и выставляли всего лишь гипсовые копии, но и этого было вполне достаточно. Подобные выставки стали повторяться и даже в наше время имеют немалую популярность.
Таким образом, античная скульптура обрела цвет и яркость. Она перестала быть эфемерной и мраморно холодной, а боги, герои и цари приблизились к нам, простым смертным.
Если у вас любимые античные скульптуры и согласны ли вы видеть их в цвете?