Недалеко от дома, в котором живу, находится тихая, утопающая в зелени улочка. Даже машин в ней не сильно прибавилось за последние годы. Рядом протекает речка Новая.
Улица носит имя генерала Симоняка. Этот генерал мало известен тем, кто не интересовался битвой за Ленинград в 1941-44 годах, да и не все жители нашего города смогут про него много что сказать. Даже те, кто живут на улице, в честь генерала названной. Лишь одна скромная и очень немногословная мемориальная доска на доме №1 упоминает о нём.
А генерал Симоняк очень даже заслуживает того, чтобы основные черты его боевой биографии жители нашего города знали. Ибо его боевой путь связан с Питером (тогда Ленинградом) и вехами этого пути стали события весьма важные.
Я так и не смог найти, какой же он был национальности. Фамилия армянская, и в некоторых фильмах ему придают кавказские черты. Хотя на известных фото в его внешности если и есть что-то не совсем русское, то скорее монгольское. Сам же он родился на Полтавщине и вроде как отец его из запорожских казаков. Так что, возможно, фамилия его имеет малороссийские корни.
Военную карьеру Николай Павлович Симоняк начал ещё в Гражданскую, служил в кавалерии, но про тот его период мало что известно.
Великую Отечественную войну полковник Симоняк встретил, командую 8-й стрелковой бригадой. Бригада правда была больше похожа на дивизию (два стрелковых и артиллерийский полки, к которым позже добавился ещё один стрелковый) и находилась на полуострове Ханко. Не знаю, как кому, а мне больше нравится более старое название Гангут, как-то приятнее звучит. Надо отметить, что командованию бригады подчинялись все сухопутные части, а также вся береговая оборона на полуострове, то есть силы немалые.
Боевые действия на полуострове носили скорее позиционный характер, советские и финские войска вели артиллерийские дуэли, финны делали попытки захватить отдельные небольшие островки. Поскольку сковать на себя значительные силы финской армии не удалось, а все остальные функции база на Ханко утратила, то в декабре её эвакуировали. Потери наших войск в боях составили 797 человек убитыми и 1476 ранеными, что намного меньше, чем при эвакуации — в море погибли 4 987 человек.
После прибытия в Ленинград, 8-я стрелковая бригада была переименована в 136-ю стрелковую дивизию (прежняя 136-я дивизия стала 15-й гвардейской). До августа 1942 года дивизия генерал-майора Симоняка была в составе 23-й армии, то есть противником её оставались старые знакомые — финские войска.
Затем была включена в состав 55-й армии и приняла участие в Усть-Тосненской операции — захвате плацдарма на левом берегу Невы. 23-го августа два полка 136-й дивизии с танковым батальоном переправились через Неву на захваченный ранее Ивановский плацдарм, с целью его расширения. Однако выполнить поставленную задачу не удалось, остатки полков были выведены на правый берег.
Восстановив силы дивизия генерала Симоняка в январе 1943 года приняла участие в операции «Искра». Именно 136-я дивизия 18-го января в районе Рабочего Поселка № 5, встретилась с 18-й стрелковой дивизией 2-й ударной армии Волховского фронта. Именно это событие мы и празднуем как день прорыва Блокады.
Уже 19-го января дивизия стала 63-й гвардейской, полки получили почетное наименование «Ленинградских». 10-го февраля генерал-майор Симоняку присвоено звание Героя Советского Союза, а чуть позже, в марте, он принял только что сформированный 30-й гвардейский стрелковый корпус. Но пути дивизии с прежним комдивом не сильно разошлись, 63-я гвардейская вошла в состав 30-го корпуса.
Летом 1943 года вновь пополненные дивизии корпуса Симоняка приняли участие в операции «Брусилов» более известной как Мгинская или Пятая Синявинская.
Поставленные задачи перед войсками в ходе операции выполнить не удалось, немцы удержали позиции на Синявинских высотах, с них контролировали и простреливали весь перешеек у Ладоги, по которому шли грузы в Ленинград. Практически единственным успехом был захват ночной атакой саперным батальоном под командованием капитана Соломахина части немецких позиций на высоте 43.3. Впрочем, удержаться на высоте саперы не смогли, большинство погибло.
Уже в середине сентябре войска 30-го гвардейского корпуса генерала Симоняка всё-таки смогли взять эту важную высоту. Но дальнейшее продвижение снова не удалось.
После этого корпус вывели для пополнения и в январе 1944 года гвардейцы Симоняка приняли участие в операции «Январский гром», полному снятию Блокады. 30-й гвардейский корпус штурмовал Воронью гору, освобождал Красное Село. После этой операции всему корпусу присвоено почётное наименование «Ленинградский».
Потом корпус Симоняка наступал сначала на Нарву, потом переброшен на Карельский перешеек и воевал на Выборгском направлении, потом снова вернулся в Эстонию. Осенью уже генерал-лейтенант Симоняк возглавил 3-ю ударную армию, с которой сначала воевал в Курляндии, затем принял участие в Висло-Одерской и Восточно–Померанской операциях.
Война для генерала Симоняка закончилась, прохождением по брусчатке Красной площади 24-го июня 1945 года в первом ряду сводного полка Ленинградского фронта.
Кроме Золотой Звезды Героя Советского Союза с войны Симоняк принёс три ордена Ленина, два ордена «Красное знамя», ордена Суворова I и II степени, орден Кутузова I степени.
Такой вот был генерал с непривычной фамилией, то ли армянской, то ли украинской. Впрочем, в любом случае он генерал советский. Так получилось, что в самых значимых для Ленинграда операциях, он оказывался на главном направлении. И хорошо бы, чтобы те, кто пройдут по улице его имени помнили об этом.
Рекомендую также прочесть мою статью:
Забытые битвы: они создали «Январский гром»
... и маленькое объявление.
У меня вышла новая книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Она не столько про мифы, сколько про реальные события. Книга существует только в электронном виде. Я постарался поставить самую минимальную цену из тех, что позволяют магазины.
Рекомендую, надеюсь, будет интересно.
Посмотреть и приобрести можно тут.