Почему фраза агента «для вас мои услуги бесплатны, за все платит другая сторона» - ловушка.
Про схему рассказала читательница в комментариях к статье, ссылку на которую найдете далее.
В комментарии упоминается крупное агентство недвижимости на букву «Э», но этим приемом пользуются все, далеко не только эта компания.
Суть приема
1. Диспозиция
Агент находит квартиру, которую продает сам собственник. Звонит с предложением «воспользоваться мощной рекламной поддержкой крупного агентства недвижимости».
Эта «поддержка» выражается в рекламе квартиры на тех же площадках, что сейчас (от имени собственника), но уже от имени агентства недвижимости.
Причем размещать агентство возьмется бесплатно и даже (это важно!) по той же самой цене, что и в объявлении самого владельца.
На резонный вопрос собственника «А где тут интерес агентства?» риэлтор ответит логично:
на продавце он ничего не будет зарабатывать, а возьмет комиссию с покупателя.
[Уже на данном этапе собственник должен понимать, что это риэлтор НЕ будет отстаивать его интересы в будущей сделке. Ведь комиссию, пусть и в теории, платит другая сторона].
Ну, раз бесплатно, то владельцу квартиры вроде бы не резон отказываться от такого предложения.
[Слово «бесплатно» даже в 21 веке все еще значит для нас слишком многое, чтобы отказывались от халявы]
И вот агентство запускает свою рекламу квартиры с точно таким же описанием и точно такими же фотографиями.
Другие взять негде – риэлтор не выезжал смотреть квартиру.
В какой-то момент на рекламу квартиры от агентства приходит покупатель. И агент рассказывает ему … точно такую же историю:
он, риэлтор, не зарабатывает на покупателе, а получит свою комиссию от собственника квартиры.
Большинство покупателей соглашается на такой расклад дел.
Теперь у агента есть покупатель и продавец. И пришла пора активных действий.
2. Прямой обман
Риэлтор звонит продавцу и рассказывает, что у агентства есть заинтересованный покупатель. Настолько заинтересованный, что готов внести аванс/задаток прямо сейчас. Без просмотра.
Чтобы перейти на следующий уровень, надо просто подписать бумагу с агентством недвижимости. Собственник недоумевает: «Какую бумагу? О чем?».
Риэлтор терпеливо объясняет:
«О том, что собственник подтверждает что этот покупатель пришел от агентства. Это нужно для защиты интересов риэлтора».
[Версий ответа может быть очень много. В своей практике я видел
- договор на «бесплатное оказание услуги по подбору покупателя» (2012 год);
- «договор информирования», по которому собственник подтверждает что этого покупателя привело агентство (2015 год);
- «соглашение о закреплении квартиры за клиентом агентства» (2017 год)]
Удивительно, но многие продавцы соглашаются этот документ как минимум посмотреть.
Как правило это многостраничный документ (рекорд в моей практике – 30 страниц 12 кеглем), который весь написан жесткий юридическим языком.
Все это не просто так.
В этом документе, если его не читать долго и внимательно, обязательно содержится пункт о том, что в случае сделки с данным покупателем, собственник обязан заплатить процент от цены продажи или фиксированную сумму за «маркетинговые расходы на привлечение клиента».
Но долго и внимательно прочитать эту «простую бумажку» собственнику никто не даст.
Агент будет поторапливать продавца всеми возможными способами, например – «Если будете долго думать, покупатель может пойти смотреть другие квартиры».
Однако, не все продавцы своих квартир ведутся на это. Многие не подписывают то, что не прочитали или не поняли до конца.
Но даже если собственник отказался подписать по сути своей агентский договор, то агент не расстраивается
Потому что тоже самое он проделывает и с покупателем.
Тоже дает многостраничный документ с безобидным названием. В дебрях которого спрятана комиссия агентства. Например, «за подготовки договора аванса/задатка и информирования покупателя об условиях сделки».
Мотивировать покупателя подписать непонятную с первого взгляда бумагу риэлтор будет, конечно же другим способом.
Например: «Квартира пользуется популярностью, будете долго думать и вчитываться, квартира уйдет».
Учитывая, что эту схему используют и в 2021 году, видимо, шансы, что, как минимум одна сторона будущей сделки подпишет непонятный документ высоки.
И агенту есть смысл проделывать все это раз за разом.
Как уберечься
1. Не подписывать никаких бумаг с риэлторами или агентствами недвижимости, если вы их САМИ не нанимаете
Не они в к вам пришли, когда вы УЖЕ продаете квартиру, а вы их нашли ДО начала продажи.
2. Ни в коем случае не снимать свое объявление с продажи, если договорились о «бесплатной продаже» своей квартиры по той же самой цене с агентством
Самая глупая ошибка.
Вы продаете свою квартиру сами. Как до появления риэлтора, так и после. И то, что вашей объявление будет появляться наравне с объявлением от агентства, это проблема агента, а не ваша.
3. Перестать верить в бесплатную работу агентства или риэлтора
Никто не будет работать за просто так.
И если агент рассказывает вам, что «комиссию возьму с покупателя», то задайте себе вопрос: «А за что платит покупатель, если он может легко найти мое объявление о продаже квартиры?».
____________________________
Есть хорошее правило, которое стоит помнить всегда:
«если что-то предлагают вам бесплатно, то, скорее всего, это обойдется вам слишком дорого».
Не попадайтесь в эту ловушку, будьте умнее!
#риэлтор #риелтор #квартира #недвижимость #покупка квартиры #продажа квартиры #полезные советы #вторичное жилье #вторичный рынок жилья