О жизни и смерти Александры Георгиевны можно написать целый сентиментальный роман (чем, впрочем, и занимаются по большей части исследователи). Ей был отведён всего 21 год. И даже такой короткий срок спустя годы оброс огромным количеством домыслов и придумок. Увы, принадлежность к царскому роду, счастливая семья и молодость не спасли принцессу от безвременной мучительной смерти. Сегодня постараюсь выбрать из этого лишь достоверную информацию и рассказать о судьбе греческой и датской принцессы и российской великой княгини.
Великая княгиня, принцесса Греческая и Датская Александра Георгиевна родилась 18 августа 1870 года в Греции, на острове Корфу. Она была третьим ребенком в семье греческого короля Георга I и русской великой княжны Ольги Константиновны, дочери великого князя Константина Николаевича (брата императора Александра II). Этот брак укрепил дипломатические отношения Греции и России, сблизил два царствующих дома.
Молодая женщина – в семье ее звали Аликс – была очень любима среди своей греко-русско-датской родни, обладала живым характером, быстрым умом и всегда производила на окружающих благоприятное впечатление.
Первой свадьбой в семье короля Георга и королевы Ольги Константиновны стала свадьба дочери Александры. Она вышла замуж за великого князя Павла Александровича, младшего брата императора Александра III, чем навсегда связала свою жизнь с Петербургом. Встретив его впервые, на одном из домашних, бальных вечеров в Константиновском дворце, Алекс сразу поняла, что это ее судьба. Павлу Александровичу было 28 лет, Александре Георгиевне – 18.
Александра любила Россию и свою солнечную греческую Корфу, где она родилась.
Молодые поселились во дворце на Английской набережной, который великий князь приобрёл у дочери барона Штиглица.
Симпатичную, весёлую Александру тепло приняли родственники. К тому же принцесса отличалась добросердечием и веселым нравом, и до конца своих дней она сохранила в своем характере какую-то детскую непосредственность.
Молодая пара принимала участие в великосветских развлечениях, чередой шли балы, приёмы, домашние спектакли.
А через год, 6 апреля 1890 года у молодой четы родилась девочка - Мария.
Павел Александрович очень любил молодую жену, но счастье их было недолгим.
В августе 1891 года Александра, находившаяся на исходе восьмого месяца беременности, проводила вместе с мужем, его братом великим князем Сергеем Александровичем и женой последнего Елизаветой Фёдоровной в подмосковной усадьбе Ильинское. Александра Георгиевна неаккуратно прыгнула в лодку и почувствовала резкую сильную боль. Начались схватки. Ребёнок (великий князь Дмитрий Павлович), был извлечен с помощью искусственного стимулирования и выжил. Но спустя шесть дней роженица скончалась, не приходя в сознание. Александре был всего 21 год.
История с лодкой, кстати, ставится под большое сомнение. Во многих источниках о ней ни слова. После вскрытия Александры были обнаружены нефрит и поражение сердца.
Смерть юной Александры повергла в скорбь не только Дом Романовых, но представителей других монарших династий, состоявших с ней родстве, хорошо знавших и любивших ее.
Сохранились немногочисленные фотографии Александры Георгиевны. Серебряное и золотое шитье парчового платья, высокий головной убор по греческой моде - покрывало с маленькой шапочкой, только еще сильнее подчеркивает обыкновенность и замкнутую, почти северную, холодность черт, в которых совсем нет строгой правильности классического профиля, чего мы бы вполне вправе были ожидать от наследницы греческого королевского дома. Обыкновенное, чересчур обыкновенное, лицо: открытое. круглое, искреннее, в ямочках на щеках с трудом прячется улыбка. И что-то русское, неуловимо, неудержимо русское, в выражении глаз.
"Матери своей я не помню",- так написала о греческой принцессе Александре Георгиевне Великая княгиня Мария Павловна, кузина последнего императора России. На момент смерти матери ей было всего полтора года.
В 1939 году по просьбе греческого правительства прах великой княгини Александры Георгиевны был перенесен в Грецию. Как утверждает легенда, переговоры были недолгими, Сталин согласился отдать грекам прах великой княгини в обмен на бульдозер. (Подробности этой весьма сомнительной истории здесь).
На греческом судне останки Александры Георгиевны были доставлены на родину и перезахоронены в фамильной усыпальнице греческих монархов, в ее любимом Татое.
В Греции ее помнят до сих пор. В Афинах есть Роддом “Александра”, названый в честь ее памяти. Роддом в сотрудничестве с университетом Афин занимается исследованием материнской смертности. Проспект Александрас в Афинах, также, был назван в ее честь.