Очевидцы отмечали недостаточную работу на БАМе партийно-политических структур. В то время говорить о политработниках с негативной стороны было просто запрещено. Тем не менее, люди были разные и в большинстве случаев агитация были лишь наглядной и оформленной лишь для отчета. Секретари просто зачитывали свой отчет, не проводя среди солдат никакой реальной мотивационной работы.
Именно подобный формализм вызывал депрессивные настроения в армейских рядах. Однако в отчетах мероприятия проводились всегда в срок: развлекательные общественно-политические мероприятия для солдат и сержантов.
Этого на самом деле конечно же не было. В реальной жизни развлечения проводились, но только для старослужащих и старшего офицерского состава. Остальные солдаты могли только развлекать себя сами. Естественно, в подобной обстановке, дополняемой сложными климатическими условиями, расцветала дедовщина, о которой всегда старались замалчивать.
Некоторые солдаты не выдерживали сложных условий и пытались дезертировать, за что в последствии были осуждены. Те, кто были более-менее морально устойчивы, терпели и голод, и издевательства, и побои старослужащих.
Сложные условия будничных дней, халатное отношение командиров к быту солдат самым негативным образом сказывались на настроениях младшего состава. Рекламирующая в то время программа о службе абсолютно противоречила суровой реальности. Призывники на самом деле были измучены, перепуганы и вынужденно пользовались военной формой не по их размеру из-за возникшего дефицита того времени. Под призыв на строительство БАМ попадали даже те, кто имел возможность получить белый билет по здоровью.
Очень часто солдатам приходилось спать вчетвером на двух койках прямо в верхней одежде и валенках из-за холода. При выходе на улицу к туалету старослужащие могли потребовать отдать им более новые ремни или полностью отдать свою форму в обмен на худший вариант, соответственно те, кто оказывал сопротивление подвергался избиению со стороны старослужащих. Иными словами, дедовщина имела под собой достаточно веские основания, среди которых:
· Жилищные условия;
· Бельевой дефицит;
· Нехватка формы подходящего размера;
· Тяжелая моральная обстановка в батальонах.
Интересно то, что рукоприкладство как среди простых рядовых солдат, так и со стороны офицерского в отношении младшего состава считалось воспитательной мерой. Поэтому такие поступки официально никак не возбранялись и даже одобрялись.
У каждого присутствующего на стройке Байкало-Амурской магистрали были разные движущие стимулы. Одни свято служили системе, другие хотели заработать карьеру и деньги, следующим просто нравилось безнаказанно командовать людьми. В большинстве случаев, призванные офицеры и солдаты рассматривали свое нахождение на «стройке века» как неприятное жизненное событие и откровенно тяготились этим.
Строительство Байкало-Амурской магистрали несомненно важный этап в жизни страны. Однако именно ценой здоровья бамовских солдат. Именно эти безвестные строители магистрали во многом повторили судьбу советских заключенных 1930-1940 годов, стоявших у истоков строительства БАМ. Работа в нечеловеческих условиях, произвол командования заставлял чувствовать себя солдат бесправными и бессильными в стране, рекламирующей высокие моральные устои и ценности.
Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои комментарии.
#история #железная дорога #БАМ #чёрные батальоны #байкало-амурская магистраль #общество #транспорт #армия