Найти тему
Виктор Канев

Римляне, варвары, две орды

Оглавление

Разбираем "восточный фронт" Западной Римской Империи в игре "Rome: Total War - Barbarian Invasion"

Продолжим рубрику Военное Ремесло для Западной Римской Империи. Мы уже говорили с вами о покорении Британии и Африки, а теперь обсудим проблему посерьезнее, которая расположилась к востоку от Рима.

Вернее, проблем там много: восточные римляне, гунны, вандалы, да мелкие дикари вроде алеман и франков. В общем, работы - непочатый край.

Римляне (ВРИ)

Главный союзник, он же потом главный противник, в один прекрасный момент направляет существенные силы для вторжения на территорию бывших товарищей. Причем они нападают на ЗРИ даже тогда, когда у самих города в огне, а противник не просто на пороге - он уже выбил дверь и ворвался в дом.

Отлично помню, как при игре за сасанидов, медленно захватывал Малую Азию и западное побережье Средиземного моря. Римляне получили отличный пинок не только от меня, но и от кочевников на Балканах. Каково же было мое удивление, когда вместо укрепления фронта, ВРИ просто напала на своих единственных союзников, напрочь лишив себя безопасных тылов. Естественно, бесславная история славной державы закончилась довольно быстро.

Но что делать, если вы играете не за варваров каких-нибудь, а за саму Западную Римскую Империю?

Все очень просто - кавалерия. Да, обилие Сарматской вспомогательной конницы позволяет не только успешно сопротивляться восточному собрату, но и доминировать над ним. Ирония в том, что западноримские сарматы - стандартизированное подразделение. Их можно нанять в любом городе третьего уровня.

У Восточной Римской Империи, наоборот, нет мощной кавалерии на начальном этапе игры. Понятное дело, их можно будет нанять потом, когда максимально отстроятся конюшни. Но, откровенно говоря, это произойдет не скоро. К моменту, когда восточники смогут поставить на поток найм элитных всадников, ЗРИ уже играючи захватит половину мира и подгонит к своим границам целые полки оснащенных и обученных сарматов.

В принципе, это единственное ваше серьезное преимущество, в остальных аспектах вы либо равны с ВРИ, либо они вас превосходят. Лучшим решение будет напасть первым. Благо, подготовить для полномасштабного наступления армию не будет проблемой, достаточно иметь несколько городов третьего уровня.

Набираете сарматов, солдат полевой армии, и вперед, на подвиги. Тактика проста, как топор - солдаты связывают боем армию противника, а конница мощным ударом ломает фланг. Для пущего эффекта можно немного завести своих коняшек в тыл противнику.

Рекомендую не проявлять инициативу и не навязывать сражения. Спокойно прорывайтесь к городам и осаждайте их - тогда противник сам придет к вам. Восточным римлянам хорошо удаются бои от обороны, особенно при наличии дальнобойных лучников. Да и потерь у атакующей стороны, как правило, всегда больше. Если вы будете обороняться, то восточникам придется тащить свои войска, в том числе стрелков, ближе к вашим позициям. И в момент сближения можно запросто разбить их, перейдя в контратаку и смяв неготовые к бою построения.

Эта тактика отлично работает, если вы выбросили крупный десант в Малую Азию и Северну Африку. Войск там не очень много, как правило, потому что основные силы стянуты на войну с сасанидами. Но вот на Балканах проводить рискованные маневры не стоит. Скажу больше, на Балканском театре военных действий я стараюсь комплектовать армии из пехоты и стрелков, чтобы потом играть от жесткой обороны. Ну и немного кавалерии, ведь никто не отменял контратаки с последующим преследованием убегающих.

Почему так? А потому что на Балканах есть проблема посерьезнее, чем римляне.

Кочевники

Чаще всего гунны или вандалы сами запинают и вытеснят Восточную Римскую Империю с полуострова. Это неизбежно происходит после того, как вы дадите отпор толпам мигрантов на своих границах. Состав армии для встречи кочевников тоже прост - пехота и стрелки. Ордынцам при всем своем желании не под силу пробить римские построения, особенно расположившиеся на возвышенности. Также эффективно будет встречать группу незаконных туристов в городах - узкие улицы просто не дадут никакого шанса противнику, и он потеряет неприемлемое количество людей, даже штурмуя обычную деревню, защищаемую пограничниками.

Получив хороший подзатыльник, азиатские путешественники, чаще всего разворачиваются в сторону восточников. Так что Балканы, не без вашего участия, превращаются в самый настоящий международный котел. Если не хотите, чтобы ваши войска заживо в нем сварились, действуйте аккуратно и точно, не подставляясь лишний раз под удар.

Я не просто так отметил, что кочевники разворачиваются "чаще всего". Они могут и не повернуть, а просто двигаться дальше, вглубь вашего государства. На этот случай у вас должна стоять готовая к нападению армия из сарматов. Если успели развить города до четвертого уровня и прикупить несколько конных лучников - вообще замечательно.

Технически, у вас на начало игры стоит три задачи. Первая - пресечь бунты и уничтожить мятежников. Как это делается обсудим в другой статье. Вторая - успеть подготовиться к вторжению крупных сил противника. В частности, поднять несколько поселений до четвертого уровня и успеть нанять элитных копейщиков, а также конных лучников.

Третья - уничтожить надвигающиеся орды, чтобы убрать с политической карты мира будущих сильных оппонентов. Рекомендую собирать армии следующим образом: "элитные копейщики/солдаты/лучники/кавалерия" федератов и "сарматы/конелуки".

Первый состав, естественно, предназначен для оборонительных сражений. Даже в чистом поле кочевники потеряют невообразимое количество людей, прежде чем смогут уничтожить подобную армию. В городе так им вообще ничего не светит - подобная "сборка" легко отобьет не одно и не два нападения. Второй состав - для атакующих полевых сражений, но в основном будете банально преследовать уцелевших.

Единственная и главная проблема на пути выполнения вышеупомянутых задач - время. Его катастрофически мало. Вполне может произойти так, что вы не успеете подготовиться, и встречать кочевников придется армиями из федератов, сарматов и лучников. Впрочем, даже такой состав способен перемолоть на поле боя большую часть ордынских армий.

-2

Североевропейские варвары

В основном, ордынцы прут напрямую к Риму или Константинополю вдоль побережий. Но бывает и такое, что они обходят Альпийский горный хребет по северу, и проникают, вот это неожиданность, в Северную Европу. Развитых городов там у вас поменьше, а нервных соседей - больше. Поэтому подготовка ваших "холодных" регионов - это отдельная пляска с бубнами.

Начнем с того, что два главных города, на которые можно рассчитывать, это Августа Треверорум и Аварик. Первый готов к переходу на четвертый уровень развития, а второй уже находится на нем. Именно эти два полиса будут ключевыми в вопросе защиты рубежей, банально потому, что в них будет происходить найм элитных копейщиков и конных стрелков. Плюс вам немного повезло - Аварик находится в относительно глубоком тылу. Рациональнее всего отстроить там конюшни, чтобы как можно скорее приступить к найму конных стрелков.

Но это все лирика. Куда интереснее соседство с такими дружелюбными ребятами, как Ломбарды, Бургунды, Алеманы, Франки и Саксы. С некоторыми из них вы уже находитесь в войне.

Тут опять же есть две тактики - мирная и агрессивная. Мирная, само собой, заключается в наведении дружеских мостов между вашими народами. Если вы постараетесь, то вся эта орава веселых ребятишек с тяжеленными топорами послужит отличным барьером между кочевниками и римскими землями.

Крайне редко такое бывает, но иногда получается заключить с варварами союз. У меня вышло вообще здорово. Я помог франкам раздавить алеманов и саксов, отчего те расширились от северного побережья и до Альп. Следующим шагом было заключение различных соглашений, вплоть до того, что я присылал военную помощь, когда поднятые с родных земель ломбарды и бургунды пытались пройти сквозь земли моих "союзников".

Именно благодаря союзным отношениям у меня получалось присоединяться к сражениям франков, и помогать им побеждать всех, кто бы ни наступал. В итоге, вместе с ними я перемолол загулявших вандалов. Вообще, сама тактика получилась совершенно случайно - я просто намеревался поддержать хорошие отношения между Римом и фанками, пока бодался с алеманами и саксами.

Будущие союзники сами пришли и предложили вечную дружбу. Грех было не согласиться. Немного подумав, напал на остальных двух варваров, перебил их, разграбил города, разрушил казармы и обменял пустые полисы на дань от франков. Те исправно платили мне приличную ренту, а я был избавлен от сильной головной боли. Впрочем, повторить мне этот маневр не удалось, но я особо и не стремился.

Варвары - агрессивная тактика

Естественно, этот пункт мне нравится больше, чем предыдущий, благодаря своей надежности. Тут все просто - нападаем сначала на алеманов, а потом маршем летим до саксов. Ждем, когда франки захватят одиноко стоящую деревню мятежников (они почти всегда захватывают поселение хаттов, маркоманнов или квадов), и подрезаем у них столицу.

Вуаля! Под вашим контролем оказалось сразу три города третьего уровня, и ни одной орды прямо возле границ. Вам остается лишь достроить казармы с конюшнями, чтобы обеспечить себе наличие сильной пехоты и кавалерии. Подобный заслон - лучшая гарантия безопасности ваших земель. Теперь у вас есть немного больше времени в запасе, чтобы наладить снабжение и приготовить армии для отражения будущих вторжений.

В целом, война с варварами проходит довольно легко, так как в начале игры им попросту нечего противопоставить римлянам. Кроме того, вы можете очень быстро собрать ударное войско, в котором будут полководцы и солдаты полевой армии, при поддержке стрелков и пограничников.

Есть еще одна забавная тактика, которая уже ранее упоминалась на канале: где-то на втором-третьем ходу франкский полководец встанет лагерем у стен города. Можно атаковать его, чтобы вытащить лидера фракции и преемника на поле боя. При удачном стечении обстоятельств, если у вас получится перебить обоих, и на данный момент единственных, членов семьи, франки не перейдут в орду, а попросту исчезнут, оставив после себя мятежный город. Но тут есть определенные сложности: лидер фракции имеет многочисленную охрану и сражается насмерть. Убить его - та еще задачка. Зато второй полководец, наоборот, дает ходу сразу же, как потеряет больше половины своих воинов. Поэтому не сражайтесь с ними возле границ - с высокой долей вероятности преемник фракции покинет поле боя, и все усилия будут затрачены впустую.

Ну а в остальных случаях тактика банальна и эффективна - пограничниками связываем врага, а солдатами и полководцами сминаем фланги. Проблема лишь в том, что у вас есть нерешенные внутренние проблемы, и нужно решать, что вам нужно прямо сейчас - спокойствие на внутренних или на внешних рубежах. В принципе, ситуация не накалена до предела, поэтому у вас есть возможность сначала разграбить какой-нибудь из варварских городов, желательно франков, а потом построить в Августе Тревероруме "Дворец проконсула" и выиграть немного времени для приграничных завоеваний.

Но помните: нельзя затягивать с решениями и тянуть время, которого катастрофически мало - кочевники находятся значительно ближе, чем вы думаете.

-3
На этом пока все, уважаемые читатели!
Если вам понравилась статья, или есть что добавить, непременно ставьте лайки и оставляйте свои комментарии - активность на канале помогает мне в его развитии.
И до новых встреч в следующей публикации! =)