Важнейшим из искусств для нас является… Ну Вы помните. И нет, дедушка Ленин не говорил дальше про цирк, потому что основная масса населения неграмотные. Это придумали либералы.
Хорошо известно, товарищ Сталин лично занимался творениями наших киноделов. Часто давал вполне конкретные указания по доработке новых картин.
Понятно, вождя мало интересовали художественные приёмы. Искусство – дело режиссёров и сценаристов. Советское руководство волновали совсем другие моменты.
Любое кино – крайне мощный инструмент воздействия на людей. Хотим мы или нет, в самом простом и развлекательном кино всегда есть заряд идеологии.
Кино всегда – пропаганда, даёт образцы как жить, к чему стремиться, какие ценности правильные, а где подлость и звериный оскал. По другому не бывает.
Именно поэтому, например, старинный фильм про Александра Невского – не фэнтези о средневековом князе, навроде нынешнего «Викинга» с Козловским. Это картина вполне современная, о борьбе Советского народа против угнетателей.
Точно так же, довольно бестолковые поделки киноделов западных, вроде «Матрицы» или «Робокопа» - не просто проходные боевички. Авторы могут даже не сознавать этого, но картины глубоко пропитаны ужасом и бесчеловечными идеями мира чистогана. И его предельного выражения – мира капиталистической диктатуры. Мира фашизма.
Крайне важно понимать, какой идеологический посыл кроется за яркой картинкой или увлекательной историей. Особенно сильно это заметно в современном буржуазном кино, где сюжеты не существуют просто так, это всегда выражение глубинных идей эпохи.
Именно популярное кино выступает самой яркой иллюстрацией куда мы идём и чему учим наших детей. И когда удаётся разглядеть за яркой картинкой и бабахающими спецэффектами истинную подоплёку картины, её звериный оскал – волосы порой встают дыбом.
Массовый зритель приходит в кинотеатр не думать, а развлечься. Ничего плохого в этом нет. Только за красивой картинкой прямо в мозг поставляют натуральные агитационные листовки, похлеще творений доктора Геббельса.
С творениями западных киноделов, вроде «Матрицы», «Робокопа» или «Судьи Дредда», всё понятно, это мир будущего ровно такой, какой только и может вырасти из современных тенденций капиталистического общества. Мир тотального контроля, мир цифрового концлагеря, абсолютной диктатуры государства и бесправия простого человека. Мир господства корпораций и явного террора.
Гораздо коварнее оказываются творения киноделов отечественных. Ладно бы они просто снимали плохое кино. Часто дело гораздо страшнее.
Большей частью снимается наше кино на бюджетные деньги. Снимается под патриотическими флагами, отдадим дань подвигу отцов и дедов и всё в этом духе. И личности берутся вполне героические от школьницы Зои Космодемьянской до лётчика Девятаева. Казалось бы, радоваться надо!
Только почему-то смотришь эти творения нынешних творцов и хочется плеваться. Даже не сразу понимаешь почему, душой чувствуешь – дрянь какая!
Но это эмоции, начинаешь копать вглубь и поражаешься. Сами идеи, заложенные в сценарии, глубоко даже не антисоветские, ладно бы, античеловеческие идеи!
Более того, такое ощущение, что сценарии этих блокбастеров пишутся чуть ли не под копирку. Или это мысли так у них совпадают.
Вот героическая байка про побег из концлагера на танке, фильм «Т-34». И главный герой без брезгливости жмёт руку фашистскому танкисту. Ну а что, он такой же солдат, правда же?
И тут же подбегают некоторые современные историки. Которые сообщают, германские танкисты не позволяли себе расстреливать наши экипажи, бегущие из загоревшегося танка. И были глубоко поражены почему это русские стреляют по фашистам в аналогичной ситуации. Святые люди!
А потом мы открываем мемуары Катукова и читаем как на его глазах гитлеровские танки растреливали из пушек очередь в булочную. С женщинами и детьми. Просто так, для куража. Ничего, в кино про такое не снимут, там ручки жмут.
А в «Девятаеве» наш сбитый лётчик перебежчика в фашистской форме вообще обнимает как дорогого друга. Ну а что, Бекмамбетов прямо говорит – перебежчика вполне можно понять.
А в снятом ко дню Победы фильме «Топор 1943» оказывается, что царский есаул вполне с пониманием к брату фашисту из карательной дивизии Бранденбург. Там же злодеи красные всю семью безвинно на воротах развесили. Непонятно чего и сам есаул с топором к фашистам не сбежал.
А вот слесарь Безруков из пушкинского музея. У него вообще с нацисткой Шиллер, которая приехала этот музей уничтожить, натуральная любовь. Учености плоды – они такие. Девушка тоже Пушкина любит, оказывается.
И как-то вдруг замечаешь, что ни в «Двадцати восьми панфиловцах», ни в «Подольских курсантах», которые сами по себе фильмы неплохие, нет красных флагов. Нет коммунистов, нет Сталина. Вообще ничего нет!
Поэтому и рождаются безумные диалоги из серии: «Мы сейчас за Россию воюем, поэтому мы все русские, а будем за Казахстан воевать – казахами будем». Отсюда же и потерянная Зоя, которая бормочет в кино – за что мы воюем? За трамвайчик, за булочку ржаную… А нечего ей больше в кино сказать, ведь и правда, за что?
Вот это страшно! Оно по капельке долбит. Капелька яда тут, капелька там. Исподволь глядишь - уже озерцо накапало. Уже и не сомневается никто – так и было.
И ответ очень простой. Невозможно снимать в буржуазном капиталистическом государстве кино про Великую Отечественную. Ровно потому, что это не просто Война против оккупантов была.
Назвали бы её тогда, не мудрясь, очередной Русско-германской войной и всего делов. Беда в том была, что на нас единым фронтов попёр весь капиталистический мир. От Штатов, подкармливающих Гитлера, до всяких Франций с осколками Австро-Венгрии.
Именно так. И попёр исключительно с перепуга. Потому как западные парни в шёлковых цилиндрах просто не могли позволить существовать первому в мире государству рабочих и крестьян. Прекрасно понимали – не успеешь оглянуться, свои рабочие и крестьяне захотят сбросить с шеи ярмо денежных мешков. Нельзя такое позволять.
Потому и Война та была не только за Родину, за отсутствие экплуатации, за идею равенства и справедливости. Не только для нас самих, для всего мира.
Потому что не бывает третьего пути. Если не нравится Сталин, на другом конце всегда Гитлер. Крайнее выражение капитализма всегда свалится в фашизм.
Этот Гитлер может быть веселым балагуром вроде Муссолини или крайне прагматичным генералом Франко. Может предстать новым султаном Ататюрком или нобелевским лауреатом Черчиллем. Суть одна, степени людоедства разные. Ничего хорошего простому человеку при таких режимах не светит.
Ровно поэтому наше «патриотическое» кино не просто историю перевирает. Оно всё наколото ядовитыми идеями как нынешняя химическая курица в магазине. Не будешь думать про что это кино – отравишься точно. Может не сразу, но отравишься.
Поэтому Сталинские разборы как раз такая попытка. Подумать вместе о глубинном наполнении современного и не очень кинематографа. Отличить добрые вещи от откровенно вредных.
Скажем мы пару слов о современном театре и даже пропагандистских роликах в сети. Увы, встречаем там ровно те же примитивные и убойные лекала пропаганды.
Давайте с лёгким Сталинским прищуром посмотрим – куда же ведёт и чему учит нас кино. От шедевров эпохи Советской до современных киноподелок.
Лучшие Сталинские разборы собрал в единую книжку. Буду рад, если она доставит Вам удовольствие при чтении. Но и даст возможность ещё раз задуматься о том как культура Сталинских времён и культура современная отражает нашу жизнь. Куда она ведёт нас.