В журнале Nature опубликованы результаты генетического исследования загадочных таримских мумий.
Международная команда ученых провела генетический анализ таримских мумий, найденных в конце 1990–х годов на территории Китая. Были исследованы, в том числе, самые ранние из обнаруженных человеческих останков из Северного и Южного Синьцзяна: 5 человек, датируемых примерно 3000–2800 годами до н.э. из Джунгарского бассейна и 13 человек, датируемых примерно 2100–1700 годами до н.э. из Таримского бассейна.
Напомню, в начале XX века шведский археолог Свен Гедин в ходе археологического исследования вдоль южного края Таримского бассейна в Синьцзян–Уйгурском автономном округе на западе Китая обнаружил хорошо сохранившиеся мумифицированные останки людей явно немонголоидного этнотипа. Новые исследования таримских захоронений предпринял китайский археолог Вэнг Бинхуа в 1978 году. Они подтвердили принадлежность мумий представителям европеоидной расы.
Тут же были выдвинуты гипотезы о миграции европеоидного населения на восток в раннем бронзовом веке.
По одной из самых популярных гипотез, эти люди связывались с афанасьевцами (3000–2600 до н.э.) Саяно–Алтайского региона Южной Сибири и представителями чемурчекской культуры (2600–1700 до н.э.) Восточного Казахстана, которые, в свою очередь, были генетически связаны с ямной культурой (3500–2500 годы до н.э.) Понтийско–Каспийской степи.
По другой версии, расселение афанасьевцев привело к тому, что исчезнувшая тохарская ветвь индоевропейской языковой семьи переместилась из Бактрийско-Маргианского региона, из пустынных оазисов Афганистана, Туркменистана и Узбекистана, далеко на восток, отделившись от других индоевропейских языков к III или IV тысячелетию до н.э.
Однако исследование показало, что люди раннего и среднего бронзового века Тарима имеют исключительно местное происхождение. Наличие молочных белков в зубном камне указывает, что они занимались молочным скотоводством с момента его основания.
Представители же Джунгарского бассейна раннего бронзового века имеют преимущественно афанасьевское происхождение с дополнительным местным вкладом. Полученные результаты показывают, что раннее расселение афанасьевских скотоводов в Джунгарию сопровождалось значительным уровнем генетического смешения с местными автохтонными популяциями. Это отличается от модели первоначального формирования афанасьевской культуры на юге Сибири, когда высокая доля европеоидности объяснялась исключительно миграциями с запада.
Таким образом, исследование опровергает версию о миграции тохарского населения в Тарим из Бактрийско-Маргианского региона или иного европеоидного населения из Понтийско–Каспийского региона. Напротив, самые ранние культуры Таримского бассейна возникли из генетически изолированного местного населения, автохтонное происхождение которого можно проследить до эпохи раннего голоцена. Это население переняло соседние скотоводческие и земледельческие практики, что позволило им заселить речные оазисы пустыни Такла-Макан. Что же касается тохарского языка, он мог быть занесен в Тарим афанасьевскими мигрантами в раннем бронзовом веке.
Как видим, исследование показывает местное происхождение европеоидного населения Тарима бронзового века. Опровергая гипотезы о миграциях с запада, ученые, напротив, делают вывод о когда-то гораздо более широком географическом распространении этого генофонда, который оставил значительный генетический след в народах Джунгарии и Южной Сибири.
Эта популяция, известная как древние северные евразийцы, в отличие от современных популяций Тарима, не обнаруживает признаков смешения с какими-либо другими группами голоцена, вместо этого образуя ранее неизвестный генетический изолят, в высоких пропорциях представленный в геномах современных популяций коренных народов Сибири - около 40%.