Я - мама ребенка с сенсомоторной алалией. В серии своих статей я рассказываю об обычной жизни с ребёнком с отклонениями взглядом родителя. Изредка я упоминаю методы и способы коррекции, но гораздо чаще о ходе лечения, коррекции и изменениях, которые происходят с ребенком.
Из-за того, что любая вербальная коммуникация у детей с похожими отклонениями либо снижена, либо отсутствует вовсе, приходится прикладывать намного больше усилий, чтобы ребенок начал говорить. Это и медикаментозное лечение, и педагогическая работа, и массажи, и кучи разных процедур - все направлено в первую очередь на одно, запуск речи и прокачки понимания оной. А чем старше становится ребёнок, тем сложнее его разговорить. Поэтому каждый родитель знает важность мотивации к использованию речи. И здесь важно не упустить момент. Дети растут и все меньше нуждаются в помощи родителя в базовых вещах. Например, если рост или смекалка позволяют достать что-то с полки, зачем просить и напрягаться, когда все можно сделать самому.
У Миши момент пока не до конца упущен и самостоятельную начальную речь мы запускали именно на желании ребенка что-то взять и нежелании родителя это давать, пока не попросят словами. Сейчас активно используются и расширяются такие фразы как: "Мама, дай... (чай, сок, пить, конфету и т.д.)", "мама, помоги", "мама, открой", "мама, иди" и прочие. Постоянно работаем над расширением фразы, например "мама, иди за мной", но пока в систему это не вошло, т.к. только недавно закончили работать над чистотой произношения. Сегодня Миша уже четко усвоил, что если не попросит или попросит неправильно, то ничего не получит.
Еще одной сложностью является то, что объяснить многие базовые вещи становится затруднительно. Можно и нельзя, конечно, усвоены. Но только в формате можно и можно, когда не видит мама. Например, сладкое в любое время дня и ночи нельзя, а точнее можно, когда не видит мама. Поэтому прятать многие вещи приходится очень высоко и зачастую бесполезно, чадо-то растет.
Пожалуй, без вынуждения ребенка меня просить, мы бы не добились использования речи, т.к. словарный запас у сына достаточно обширен. Он называет многие слова по картинкам, предметам и прочему. Но этого не происходит в повседневной жизни без желания получить от меня какую-то вещь или действие. Порой мне начинает казаться, что Миша не осознает - что слова это средства общения, а не просто передачи какой-то конкретной узкой информации. Но это уже тема для одной из будущих статей.
Спасибо, что прочитали статью до конца.
Буду благодарна за лайк и подписку.