Найти тему
Old school dude

Их песни о счастье и счастливцах

"Счастье есть идеал не разума, а воображения". Иммануил Кант

Человек, как известно, создан для счастья, как птица – для полета. И если продолжить эту сентенцию классика: "Птице для полета необходимы лишь крылья и небо. К сожалению, многие люди не могут сказать, что им нужно для счастья". Искусство, философия и литература с поэзией пытались докопаться до глубинных причин этого состояния "гомо сапиенс", сопровождаемого чувствами благостной удовлетворенности условиями своего бытия.

Понятно, что все проистекает из самой внутренней природы человека, при этом есть как нечто общее и объединяющее всех, так и присущее каждому конкретному индивидууму. Ведь счастье – это далеко не эйфория или экстаз, но в тоже время и не утрированное отсутствие боли и страданий и наличие радости и удовольствия. Это – нечто большее, этакая особая душевная гармония, а в общем и целом – вполне себе риторический вопрос.

Тот же Иммануил Кант полагал:

"Понятие счастья столь неопределённое понятие, что хотя каждый человек желает достигнуть счастья, тем не менее он никогда не может определённо и в полном согласии с самим собой сказать, чего он, собственно, желает и хочет".

В английском языке счастье – это " happiness", соответственно счастливый человек – "happy man", а вот слово "lucky" может означать и счастье и удачу. Согласитесь, говорящая семантика. Музыка и песенное творчество не могло обойти стороной эту благодатную тему, веками воспевая в том числе и особую категорию людей – "счтастливцев", ну, или "счастливчиков". Мне больше нравится первое название, так как в нем начисто отсутствует элемент зависти. Ведь еще в Библии писалось: "Каждому – свое", – и это правильный взгляд на мироустройство.

Восточные этические традиции, проистекающие из дзен-буддизма и индуизма, да и православные тоже, как и суфийские практики дервишей, всегда учили людей быть по-настоящему счастливыми – а это ведь особое искусство, связанное вовсе не со смиренным принятием действительности, а с достижением состояния внутреннего блаженства, нирваны или благодати в гармонии с миром, порой и через усилия, "через тернии – к звездам".

Взгляд человека западной цивилизации на счастье несколько отличается, но тем не менее на сегодня – это тоже часть общего культурного кода человечества. А правильно так мыслить или нет – не нам решать, тем более, что любому человеку свойственно и ошибаться, и заблуждаться. За последние половину с лишним века в рок-и-поп-музыке было создано немало произведений, посвященных тематике "Счастья" и "Счастлицев""Счастливчиков", обратим внимания на ряд достойных вещей.

Счастье вдруг в тишине постучалось в двери.

Открывает список американская группа 60-х The Cascades. Песня из далекого 1964 года "Lucky Guy" звучит с вполне битловскими вокальными гармониями. Собственно, если сделать ее чуть поживей и изменить аранжировку на более гитарную, то я вполне представляю ее в репертуаре тех же The Beatles – они на заре своей карьеры проделывали такое на раз-два. А без этого Эдди Снайдер, Дэвид Сабо, Дэйв Стивенс, Клод Гаммо и Дэйв Уилсон записали ее как типичный для того времени поп-стандарт. "Счастливчик" здесь тоже своеобразный:

У тебя нет амбиций и ты только и делаешь, что сидишь без дела,
Не знаю почему.
И ты знаешь, что это правда, и ты никогда ничего не хотел.
Ты – счастливчик.
О-о-о, тебе повезло,
На что есть время и причина:
Ты можешь пройти долгий, долгий путь.
И для тебя это так просто.
Да, и это твой счастливый день.

Выдающийся американский композитор, певец, мультиинструменталист и продюсер Фрэнк Заппа за свою жизнь перебрал, дозировано смешивая и преобразовывая в нечто иное, множество разнообразных музыкальных жанров. Собственно, то, что он играл со своей группой The Mothers of Invention, часто невозможно было причислить к какому-либо одному стилю. Критики и поклонники всегда восхищались ее композиционной сложностью и изобретательностью, отдавая должное его талантам и плодовитости.

На заре карьеры, в 1965 году, певец Рэй Коллинз попросил Заппу стать гитаристом местной ритм-энд-блюзовой группы Soul Giants. Заппа согласился и вскоре взял на себя ее руководство и роль со-ведущего певца. Он убедил других участников, что они должны играть его музыку для того, чтобы увеличить шансы на получение контракта на звукозапись, а название сменили на The Mothers of Invention. Одна из самых ранних песен "I'm So Happy I Сould Cry" была записана в том же 1965 году. Это – яркий образчик мерси-бита, и рецепт счастья в ней по мерси-битовски простой:

Я знаю, что люблю эту девушку.
И я надеюсь, что она все еще хочет, чтобы я был
Её единственным парнем.
Возвращаюсь к той девушке, которую люблю,
Я так счастлив, что готов расплакаться...

The Idle Race – британская рок-группа из Бирмингема 60-х –70-х годов, ставшая стартовой площадкой для Джеффа Линна, Роя Вуда с их Electric Light Orchestra и The Move, а также для группы Steve Gibbons Band. Одно время в The Idle Race пел и Дэйв Уокер, успевший позже отметиться в таких коллективах, как Black Sabbath и Humble Pie.

В конце 60-х The Idle Race были одними из типовых представителей британской психоделической рок-сцены. В октябре 1968 года на лейбле "Parlophone" вышел их первый квазиконцептуальный студийный альбом "The Birthday Party", почти полностью состоящий из песен молодого бирмингемского гитариста и певца Джеффа Линна. Пластинка вышла в разворачивающемся конверте, что было в своем роде впервые после альбомов The Beatles "Sgt Pepper" и The Rolling Stones "Satanic Majesties Request".

Позже в 1976 году альбом был переиздан на лейбле "Sunset", чтобы еще как-то монетезировать успех Electric Light Orchestra. Одной из композицией альбома была песня "Lucky Man", с психоделическим саундом, столь характерным для этого времени. Текст же был стебный и ернический, поэтому и название "Счастливчик" скорее нужно брать в кавычки:

Как-то я ехал с работы домой,
Когда увидел грабителя, пытающегося украсть мою рубашку.
Я крикнул: "Эй!" и завопил: "Стой! Держи вора!"
Полицейские закрыли меня за нарушение общественного порядка, о господи.

Согласитесь, мне очень повезло...

А вот и сами The Beatles с песней Джона Леннона "Happiness Is a Warm Gun", что была на их "Белом альбоме", вышедшем 22 ноября на "Apple Records". И ведь это – одна из самых-самых сильных и запоминающихся работ Леннона. Музыкально он собрал воедино три части из разных своих заготовок для песен, причем они не только представляли различные жанры рок-музыки, но и отличались ритмом и размером. А вот тема счастья здесь представлена своеобразно. На эту мысль Джона натолкнула статья в майском номере журнала "American Rifleman" за 1968 год:

"Я просто подумал, что это было фантастическим, безумным высказыванием. Теплый пистолет означает, что ты только что выстрелил во что-то".

Таким образом основная идея предстала в том, что счастье – это выжить в смертельной схватке. Ведь если ощущаешь тепло ствола, из которого ты произвел выстрел в опасного противника, следовательно, ты пока что жив, а опасности уже нет.

Первый созыв Deep Purple, который принято называть Mark-I, играли по сути арт-рок – синтез классической музыки с ритм-энд-блюзом, психоделией и прото-хард-роком. И их первый альбом 1968 года, "Shades of Deep Purple", в полной мере воплощал эту эклектику, демонстрируя в то же время и технические возможности музыкантов. Ярким образцом такого подхода служит композиция "Prelude: Happiness/I’m So Glad", использующая мотивы сюиты "Шехеразада" Римского-Корсакова и семиминутную обработку старого блюза из 30-х годов Скипа Джеймса "I’m So Glad". Посыл лирики достаточно прост и в то же время многозначителен:

"Я так рад. Я рад, я рад, я рад. Не знаю, что делать. Не знаю, что делать".

Американцы из Сан-Франциско Steve Miller Band, функционирующие как музыкальный коллектив с 1966 года, выдавали в первые свои годы ритм-энд-блюз с изрядной примесью психоделии, что легко объяснялось соединением географии с временем действа. Песня клавишника Джима Питермана "Lucky Man" со второго альбома "Sailor" 1968 года как раз представляет такое соединение стилей. А в тексте зашифрована вечная формула счастья:

О, дни становятся все ярче.
Да, я – счастливчик.
У меня появляется улыбка,
Протяни руку и пожми мне,
Потому что просто чтобы увидеть тебя утром.

Видео с официального ютуб-канала Steve Miller Band

Emerson, Lake & Palmer. Фото из открытых источников
Emerson, Lake & Palmer. Фото из открытых источников

Мимо супергруппы Emerson, Lake & Palmer в контексте "Lucky Man" пройти было не возможно. Кейт Эмерсон и Грег Лейк встретились в декабре 1969 года, когда группа Эмерсона The Nice и группа Лэйка King Crimson были приглашены на серию концертов на "Fillmore West" в Сан-Франциско. Эмерсон в то время как раз хотел создать новую группу, а Лейк изъявил желание покинуть King Crimson.

Решив объединиться в одном коллективе, они сначала обратились к ударнику Митчу Митчеллу, который после распада The Jimi Hendrix Experience был в подвешенном состоянии, но, когда с ним не сложилось, их менеджер Тони Стрэттон-Смит предложил кандидатуру Карла Палмера из Atomic Rooster. Вскоре в июле 1970 года на "Advision Studios" был записан одноименный первый альбом "Emerson Lake & Palmer", выпущенный в ноябре на лейбле "Island Records", продюсером которого выступил сам Грег Лейк, а Эдди Оффорд был в качестве звукоинженера.

На сессиях, когда выяснилось, что на альбом не хватает еще одной песни на три минуты, Грег предложил акустическую фолк-балладу "Lucky Man", которую написал еще в 12 лет, но остальные участники группы тогда сочли, что она не подходит под общую стилистику. Но Лейк поработал над песней в студии с Карлом Палмером, добавив наложения баса, акустической гитары, электрогитары и бэк-вокалы, после чего Кейт Эмерсон сымпровизировал соло на синтезаторе Муге. Это сделало балладу "Lucky Man" одной из первых рок-композиций, на которых Муг был сольным инструментом, а группа помимо альбома выпустила ее еще и синглом, который попал в итоге в чарты США, Канады и Европы.

В тексте рассказывается история молодого человека, у которого было все, но он пошел на войну и погиб:

Пуля нашла его.
Он плакал, когда истекал кровью.
Никакие деньги не смогли бы его спасти
И он упал и умер.
О, какой счастливый человек он был.

Горький сарказм юного автора впечатляет.

"Я написал "Lucky Man", когда мне было 12 лет. Моя мама купила мне гитару, и мне очень повезло в этом смысле. Это была первая удача, потому что в противном случае моя жизнь, вероятно, была бы совершенно другой. Я взял гитару и выучил первые четыре аккорда, которые были D, G, Am и Em, и с этими аккордами я написал "Lucky Man". Я не могу все досконально вспомнить, но думаю, что это дало мне такое чувство менестреля, ведь "Lucky Man" имеет оттенок почти средневековой стихии.
В некотором смысле это похоже на средневековую народную песню. В этом и была суть идеи. Я полностью закончил песню и запомнил ее. Что касается ее значения для меня и того, насколько мне повезло, я полагаю, что это действительно так. Это произошло благодаря счастливой случайности: моя мама подарила мне гитару, и с той поры мне везло. Я бы сказал, если честно, мне очень повезло в жизни. Я, конечно, и был тем самым Счастливчиком".

Песня действительно имела успех и стой поры неизменно включалась группой и сольно Грегом Лейком во все концертные выступления до своей кончины 7 декабря 2016. Лейк потратил несколько лет на написание своей автобиографии, названной "Lucky Man", выпущенной посмертно в июне 2017 года.

Есть интересная версия этой песни, прозвучавшая 5 ноября 1981 года в Лондонском концертном зале "Hammersmith Apollo". Помимо Грега Лейка с акустической гитарой здесь участвовали Томми Эйр на синтезаторе, Тристрам Маргеттс на басу, Тед Маккенна на ударных и.., минуточку,.. сам Гэри Мур на гитаре.

Немецкая группа Gregorian, исполняющая рок-композиции в стиле, имитирующем григорианские распевы, не могла пройти мимо такой баллады, словно шагнувшей в наше время из средневековья. 31 марта 2006 года они выпустили альбом "Masters of Chant Chapter V", который украсила композиция Лейка.

Американский гитарист и певец Джим Джеймс, основной автор песен рок-группы My Morning Jacket, в 2017 году выпустил сольный альбом "Tribute to 2", на котором он сделал свою версию песни Грега Лейка, отдав тому тем самым свою дань уважения.

А раньше, в 2015 году, другой американец, Эдди Макманус, выпустил целый альбом, который он так и назвал по своему каверу Грега Лейка.

Еще годом ранее Asia feat. John Payne, некогда образовавшаяся после распада в 2007 году супергруппы Asia, выпустили альбом "Recollections: A Tribute To British Prog", вобравший в себя каверы британского прогрессив-рока. На нем тоже была "Lucky Man" Грега Лейка.

Британская прогрессив-роковая команда Genesis к 1972 году как раз начинала набирать обороты. Только-только сформировался золотой состав: Тони Бэнкс – клавишные; Майк Резерфорд – бас и 12-струнная гитара; Питер Гэбриел – вокал, флейта; Стив Хэкетт – гитары и Фил Коллинз – ударные, перкуссия.

В 1971 году был выпущен заметный альбом "Nursery Cryme". Прогрессив-роковая концепция предполагала альбомную подачу музыкального материала в виде единоструктурного полотна. Поэтому запись в начале 1972 года с продюсером Джоном Энтони их новой песни "Happy the Man", которая вышла в итоге только синглом в октябре того же года, был довольно неожиданным ходом. Звуковая палитра в ней была под стать "Nursery Cryme", а текст – полон иронии:

Счастливый человек – он не жужжит вокруг,
Ничего ему не нужно – больше, чем что-либо.
Куда ты идешь – куда?
Да, да, да, никуда…

Британский музыкант Алан Прайс прославился еще во времена английской ритм-энд-блюзовой группы The Animals, основателем которой он и являлся. После своего ухода он записал пару успешных альбомов, потом возвращался в The Animals, опять уходил и к моменту, когда режиссер Линдсей Андерсон предложил ему сделать саундтрек и сняться в своей новой картине, был вполне себе востребованным музыкантом.

Алан Прайс с группой. Фото из открытых источников
Алан Прайс с группой. Фото из открытых источников

Фильм в итоге получил название "О, Счастливчик!", а группе Прайса в нем отводилась роль своеобразного древнегреческого хора, этакого коллективного участника драматического представления, который своими песнями комментирует и нравоучительно заключает важные эпизоды кинодейства. Поэтому для фильма Прайс написал несколько песен, одной из которых и была, конечно же, "O, lucky man!":

Если у тебя есть друг,
На которого ты думаешь, что можешь положиться,
Ты – счастливчик.
Если у тебя есть причина
Жить и не умирать,
Ты – счастливчик.
Проповедникам, поэтам и ученым это неведомо.
Храмы, и статуи, и шпили не раскроют это.
Если ты знаешь этот секрет, Не сболтни его,
Оставайся счастливчиком! Счастливчиком!

"O, lucky man!" красной нитью проходит через всю картину, задавая основной лейтмотив в самом начале, появляясь в середине, и логически завершая историю главного героя в конце фильма. Причем, во всех трех вариантах она звучит в разной аранжировке.

Стоит еще отметить, что саундтрек фильма был выпущен на лейбле "Warner Bros. Records" в 1973 году, и в США он вошел в чарт "Top LPs & Tape", оставаясь там целых 14 недель. Позже в 1974 году Британская академия кино и телевизионных искусств присудила Алану Прайсу премию за лучшую оригинальную музыку к фильмам. Более подробно о фильме "О, Счастливчик!" и музыке к нему можно прочесть здесь:

Любопытна концертная версия Алана Прайса, прозвучавшая в 1983 в честь очередного воссоединения группы The Animals.

Пол Маккартни как сольно, так и в группе Wings написал целый сонм прекрасных песен. И какие только темы он в них не поднимал, но лирическая натура всегда прорывалась наружу. "London Town", выпущенный 31 марта 1978 года на "Parlophone", был шестым альбомом Wings. Группа в составе четы Маккартни, гитаристов Денни Лейна и Джимми Маккалоха, плюс Джо Инглиша на ударных и перкуссии записали успешный в коммерческом отношении альбом, дошедший в Британском и Американском чартах до 2-й позиции. А сингл из него, "With a Little Luck", возглавил хит-парады в США.

Интересно, что он был записан в мае 1977 года на Виргинских островах на борту яхты"Fair Carol", оборудованной студией с 24-канальной аппаратурой. Маккартни сыграл на электрическом пианино, басу и синтезаторе, Инглиш играл на ударных, а Денни Лейн и Линда Маккартни помогали с некоторыми партиями клавишных. В этой "оптимистичной и торжественной" среднетемповой поп-роковой балладе, полной самых прочувственных синтезаторных звуков, Пол описывает на что способен счастливый человек, окрыленный любовью:

Немного удачи, немного удачи, немного удачи...
Разве ты не чувствуешь, как город взрывается?
С небольшим толчком мы могли бы запустить его
Мы могли бы отправить его в небо…

Американский дуэт Sparks существует уже полвека – с 1971 года по настоящее время. За это время братья Рон и Расселл Майлы успели переиграть в разных музыкальных жанрах – от психоделии и прогрессив-рока до диско и синти-попа. Как раз сочетание последнего стиля и нью-вейв проявилось в 1983 году на их двенадцатом альбоме "In Outer Space". Одним из его треков была "Lucky Me, Lucky You". Текст песни – а группу всегда отличал сарказм – говорит об эфемерности счастья в этом мире:

Мы лежим на тропическом острове под солнцем.
Когда-нибудь они придут и заберут нас обратно,
С глупой фразой: "Добро пожаловать домой".
Пока этот день не наступит,
Повезло мне, повезло тебе.

Ирландцы The Boomtown Rats в конце 70-х и начале 80-х имели самый настоящий культовый статус в Великобритании и Ирландии. Они начинали с панк-рока, их фронтмен Боб Гелдоф снялся у Алана Паркера в роли депрессивной рок-звезды в фильме "Pink Floyd–The Wall", а позже в 80-е годы организовывал благотворительные концерты "Live Aid" для сбора средств пострадавшим от голода в Эфиопии.

Их шестой студийный альбом "In The Long Grass" был записан в 1983 году, но был выпущен в Великобритании лишь в мае 1984 года. Это была последняя студийная работа группы. На альбоме оказалась песня клавишника группы Джона Фингерса в стилистике нью-вейв "Lucky":

Тебе повезло,
Если время помнит тебя –
Счастливый.
Если у тебя будет второй шанс
J.F.K., он не продержится так долго.
Беда была в том,
Что он был один.
В триумфе или катастрофе мы можем двигаться вперед,
Беда в том,
Что мы – всего лишь кожа да кости, Тебе повезло…

Одна из самых уважаемых прогрессив-роковых групп современности Procol Harum активно продвигает различные интерпретации самой качественной музыки – от ритм-энд-блюза до тяжелого арт-рока – еще с 1964 года. После своего возвращения на авансцену в 1991 году "Гэри Брукер со товарищи" выпустили свой десятый студийный альбом "The Prodigal Stranger", и звучали они на нем так, что органист Мэтью Фишер признавался: "Как будто мы просто продолжаем с того места, на котором остановились". Композиция "The Pursuit Of Happiness" констатировала суть окружающего мира:

Погоня за счастьем –
Это общая цель.
Погоня за счастьем –
Делать то, что мы сказали,
Погоня за счастьем
До самого конца.

Американский блюзмен Джон Ли Хукер – одна из легенд блюза. Он – тот, кто адаптировал стилистику дельта-блюза для электрогитары. В 1991 году, за десять лет до своей кончины, он выпустил аутентичный альбом "Mr. Lucky". За честь записаться вмести с великим музыкантом старой школы сочли такие выдающиеся личности, как органист Букер Т. Джонс, гитаристы Карлос Сантана, Кит Ричардс, Роберт Крей и Джонни Винтер, ударник Джим Келтнер, басист Ларри Тейлор. В одноименной песне Джон Ли Хукер выражает свое "блюзовое" видение счастья:

Невезение не преследует меня.
Вот почему меня зовут "мистер Счастливчик".
Невезение не преследует меня.
Все, к чему я прикасаюсь, превращается в золото.
Я никогда не чувствовал себя несчастным.

Одна из живых легенд мирового рока Эрик Клэптон выпустил в 1998 году свой седьмой концертный альбом и бокс-сет "Crossroads 2: Live in the Seventies". Он включал в себя хронику живых выступлений мэтра в период между 1974 и 1978 годами с преобладанием блюзовых композиций. "To Make Somebody Happy" представляет собой как раз такой прекрасно аранжированный оптимистичный блюз. Неподражаемо звучит слайд-гитара под стать слегка томному цепляющему голосу автора, философски вещающему о том, что счастье – это быть востребованным:

Такое чувство, что кто-то пытается научить меня
Что неверно, а что правильно.
И я не могу принадлежать всем;
Позвольте мне остаться с вами сегодня.
И я надеюсь, что это сделает кого-то счастливым.

Умница и красавица Шерил Кроу была одним из ярчайших персонажей на рок-сцене 90-х годов, пребывая на самой вершине высшей лиги немного нестандартных сольных певиц. Выдавая хит за хитом с четкостью вендерного автомата, она умело удерживала внимание публики. Бесконечные гастроли придали ее голосу резкий хрипящий тембр, что выгодно оттеняло ироничную лирику песен, а ее гитара своими риффами безошибочно находила хуки для каждой композиции.

"If It Makes You Happy" – одноименная рок-песня с альбома 1996 года, выходившая 26 августа 1996 года и синглом, не только заняла 10-е место в США, но и выиграла премию "Grammy" в категории "Лучшее женское рок-вокальное исполнение 1997 года" . Рецепт счастья от Шерил достаточно прост:

Если это сделает тебя счастливым,
Это не может быть так плохо…

Британская рок-группа из Оксфордшира Radiohead, один из лидеров инди-рока, на разных этапах варьировала свое звучание от брит-попа до арт-рока. Но что особо подкупало, так это неизменность состава коллектива, начиная с конца 80-х и по настоящее время, это были всегда: Том Йорк – вокал, гитара, клавишные; Джонни Гринвуд – гитара, клавишные, прочее; Эд О’Брайен – гитара, бэк-вокал; Колин Гринвуд – бас-гитара, клавишные и Фил Селуэй – ударные, перкуссия. В 1995 году Radiohead отправились в турне по продвижению своего второго альбома "The Bends".

В декабре во время саундчеков для концертов в Японии гитарист Эд О'Брайен внезапно издал высокий звенящий звук. Это породило ряд идей, и, спустя время, группа трансформировала этот звук в песню "Lucky", а она стала частью сет-листа следующего альбома "OK Computer", вышедшего 21 мая 1997 года на лейбле "Parlophone". Позже Йорк сказал, что собственно "Lucky" и сформировала зарождающееся звучание и настроение их грядущего альбома. Песня выходила и отдельно синглом в декабре 1997 года.

Музыкальным центром "Lucky" является его мрачная трехкомпонентная гитарная аранжировка, и это скорее – арт-рок. Текст Йорка изображает человека, пережившего авиакатастрофу, и на эту тематику повлияли военные действия в бывшей Югославии в 90-е годы. Счастье – это отсутствие ужасов войны и конфликтов:

Избавь меня от авиакатастрофы,
Вытащи меня из озера,
Потому что я – твой супергерой.
Мы стоим на краю,
Глава государства позвал меня по имени,
Но у меня нет на него времени.
Это будет славный день,
Я чувствую, что моя удача может измениться...

Манчестерская группа альтернативного рока The Verve в 90-е годы была одной из самых заметных на рок-сцене. К 1997 году они являлись одними из мэтров и ведущих команд, не только британских, но и мировых, выдавая как модный в то время брит-поп, так и нео-психоделику. Их третий студийный альбом "Urban Hymns", вышедший в сентябре 1997 года на лейбле "VC Recordings", оказался самым успешным и одним из самых продаваемых альбомов года во многом из-за наличия на нем двух хитов, одним из которых был "Lucky Man".

Песня вышла и синглом парой месяцев позже. Ее написал солист Ричард Эшкроф, играя на акустической гитаре. На записи присутствует электрогитара Ника МакКейба, клавишные Саймона Тонга, бас Саймона Джонса и ударные Питера Солсбери. Струнные аранжировки сделал дирижер Уилл Мэлоун. В лирике Эшкроф придерживается мнения, что счастье – это изменение степени свободы, происходящее внутри человека:

Счастье, более или менее, –
Это просто изменение во мне,
Что-то в моей свободе.
О, мое, мое Счастье
Приходит и уходит.
Я вижу, что ты смотришь на меня.
Наблюдайте, как растет
моя температура –
Я знаю, где я.

Солист U2 Боно в 2006 году называл эту композицию в числе одной из шести, о которых он жалеет, что не он их автор.

Американская банда Bon Jovi за время своих выступлений с 1983 года отметилась в жанрах хард-рок, глэм-метал, поп-рок и стадиум-рок. После второго воссоединения в 1999 году, выпуска мирового хита "It's My Life" и записи в 2000 году альбома "Crush" "Джон Бон Джови, Ричи Самбора и Ко", казалось, обрели второе дыхание.

Весной 2002 года группа вошла в студию, чтобы начать запись своего восьмого студийного альбома "Bounce". К этому моменту окружающий мир после событий 11 сентября стал совсем другим. Группа это явственно ощущала и в качестве катарсического акта написала несколько жизнеутверждающих песен. Одной из них и была стадиум-роковая "Lucky", в итоге не вошедшая в альбом, но вышедшая 17 августа 2002 года би-сайдом на сингле. Лирика довольна проста и свидетельствует, что счастье – в любви:

Она не верит в чудеса и не притворяется.
Если бы ты был слеп, то все равно мог бы видеть,
Что она верит в меня.
Такое чувство, что я нашел полный карман золота.
Мне посчастливилось, детка, так посчастливилось, детка.
Посчастливилось быть с тобой сегодня,
Посчастливилось быть тем, кто об этом расскажет.
Мне посчастливилось, детка...

Независимый музыкант Джин ЛаФонд вырос в районе городов-побратимов Миннесоты, и во время большого фолк-бума в конца 50-х – начала 60-х он учился в средней школе. Джин с друзьями часто ходили послушать молодого Боба Дилана в кафе недалеко от Университета Миннесоты. После встречи и знакомства с Бобом Джин понял, что тот был обычным человеком и что он, возможно, тоже сможет писать песни. После такого открытия он действительно начал сочинять.

В течение многих лет ЛаФонд продолжал писать песни и время от времени выступать с Ларри Кеганом, своим другом и музыкальным партнером и инвалидом с шестилетнего возраста. Прошло немало лет, прежде чем они стали выступать на разогреве у того же Боба Дилана, и им удалось выпустить дебютную пластинку в 1999 году. Свой второй диск, "Geno", у Джина вышел в январе 2002 года, сразу после смерти Ларри. Если вы любите рокабилли, то композиция "Lucky Man" из этого альбома приведет вас в полный восторг. Что до текста, то он отлично резонирует с жизнью.

Легендарная американская группа южного рока Lynyrd Skynyrd в 2003 году выпустила свой 12-й студийный альбом "Vicious Cycle". Он был очень успешным, и симпатичная кантри- сатерн-роковая баллада "Lucky Man" – яркое тому свидетельство. Группа с трагичной судьбой ее участников как никто была вправе написать и исполнить такую песню.

Когда-то в октябре 1977 года после авиакатастрофы при перелете из Южной Каролины в Луизиану погибло трое участников оригинального состава и отец солиста, а позже – соответственно в 1990 и в 2001 годах, умерло еще два члена Lynyrd Skynyrd, в том числе последним был басист Леон Уилкесон. Тем не менее, его партию бас-гитары успели записать на трек "Lucky Man" – это было последнее, что осталось из его исполнения. Вокал исповеди вокалиста Джонни Ван Занта в свете всей этой истории по-особому пробирает, и соло гитары Хьюи Томассона в конце только добавляет драматизма, особенно, когда вспоминаешь, что и его уже нет в этом мире:

Я такой счастливый человек, я стараюсь быть сильным..
Я пролил слезу или два, но это не делают меня слабаком.
Это сделало меня лучшим человеком: я отдал все, что смог,
Для мира, где полагают, что я маленький человек.
Я помню все то, через что прошел,
Отдал себя всем тем людям, которых когда-то знал,
Я такой счастливец.

Дэррин Джеймс родился в Кентукки, вырос в Мичигане и провел десять лет в Бруклине, штат Нью-Йорк, где оттачивал свое мастерство в написании песен и продюсировании. Его скрипучий голос, фуззовая гитара и наводящие на размышления тексты охватывают весь спектр американского рок-н-ролла, включая блюз, фолк, рок, соул, фанк, кантри. Дебютный альбом, "Thrones of Gold", его группы Darrin James Band вышел в 2006 году, и это был рок и фьюжн.

В своей песне "Lucky Man" Дэррин приравнивает влюбленность к счастью:

Я счастливый человек.
Я погружаю пальцы ног в песок,
Я заблудился в чужой стране,
Так что мне повезло, что у меня есть ты
Надеюсь, тебе тоже повезет…

Британская рок-группа Wishbone Ash, существующая с начала 70-х годов, больше всего запомнилась любителям хард-рока и прогрессив-рока. В 2007 году они выпустили свой 20-й альбом "The Power of Eternity", в лучших своих традициях выдавая настоящий олдскульный рок. В группу только пришел новый ударник Джо Крэбтри, а из аксакалов оставался только гитарист и певец Энди Пауэл. К этому времени в ней все еще пребывал басист Боб Скит, пришедший в 1997 году, и поющий гитарист Юрки "Мадди" Маннинен, появившийся в команде в 2004 году. Песня Энди Пауэла "Happiness" с жесткой музыкальной ритмической основой повествует о сложности истинного обретения чувства внутренней гармонии:

Сколько людей могут действительно сказать,
Они могут найти надежду каждый день?..
Я ищу какой-то внутренний покой,
Но воспоминания точно не прекратятся.
Они пронзают мое сердце и захватывают контроль.
И не оставляют бальзама для моей души…

Британский музыкант цыганского происхождения Ронни Вуд в первую очередь известен как участник групп The Faces и The Rolling Stones. После воссоединения с последней в декабре 1974 года Вуд участвовал практически во всех студийных записях группы, начиная с марта 1975 года. Между тем, еще с 1974 года он периодически выпускает и сольные альбомы.

В 2010 году вышла уже седьмая такая работа – "I Feel Like Playing", и один из ее треков, "Lucky Man", Ронни Вуду помогали записать гитарист Боб Рок, клавишник Иэн МакЛаган и знаменитые ударник Джим Келтнер и басист Дэррил Джонс. В своем блюз-роковом порыве, не мудрствуя лукаво, Ронни Вуд объявляет, что он счастливый человек, потому что влюблен:

О, я счастливый человек!
Ты чувствуешь, что я зову?
Ты вообще меня слышишь?
Могу я сказать тебе, дорогая?
Я влюблен; похоже, любовь приходит в ваш город.

Английская неопрогрессив-роковая группа Marillion существует с 1979 года. Ее основной состав неизменен с 1984 года – это гитарист Стив Ротери, басист Пит Тревейвас, клавишник Марк Келли, основной вокалист Стив Хогарт и барабанщик Ян Мосли. Выпустив за более чем сорокалетнюю карьеру девятнадцать студийных альбомов, в том числе и несколько концептуальных симфо-проговых работ, на которых смешивались рок, поп, даб, индастриал, арт-рок и соул, это коллектив неоднократно признавался "Лучшей прогрессив-роковой группой года".

В 2012 году они выпустили любопытный альбом "Sounds That Can't Be Made", где была песня "Lucky Man", в которой чувствовалось влияние Radiohead. Что до текста, то в нем, как обычно хватает философской многозначительности:

Некоторые хотят бриллианты, безделушки и золото,
Идеальное тело и идеальная кожа –
Свидетели их добрых дел,
Добровольные соучастники их греха.
Некоторые из нас молятся об отпущении грехов,
Некоторые хотят секса и называют это любовью.
Но свобода обманывать –
Это не то, что мне нужно сегодня вечером.
Я действительно счастлив.
У меня есть все, что я хочу!

Выход альбома "Take A Walk With Me" от блюз-роковой команды Bad Brad & The Fat Cats – важное событие для фанатов блюза в 2014 году. Квартет в составе Брэд Стивенс – гитара, Ник Кларк – блюзовая губная гармошка, Билл Шеннон – бас и Алек Стиверс – ударная установка – выдают драйвейшую и вкуснейшую порцию 12-тактовой пентатоники. И "Lucky Man" здесь – одна из жемчужин.

Итальянская группа The Mama Bluegrass Band существует с 2006 года. Вдохновившись в свое время альбомом Брюса Спрингстина "We Shall Overcome: The Seeger Sessions", шестерка музыкантов в составе: Даниэле Борги – скрипка, Дэвид Пери – гитара, Лоренцо Маринони – бас-гитара, Альберто Сантаброджио – банджо, Марко Карнелли – акустическая гитара и вокал и Марко Кастелли – ударные и перкуссия – с неудержимой страстью шествовали по восходящей на пути к восстановлению того саунда старого стиля, который вдруг за последние пять лет стал таким модными в США.

Этот жанр называется американа, он вобрал в себя фолк-рок, кантри, блюз, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, госпел и блюграсс. В 2020 году ребята выпустили уже свой четвертый альбом "That's All" (тем, кто еще не слышал, очень рекомендую), на одном из ярких треков которого, "Lucky Man", дали свое видение столь специфичной категории человеческой удачи и счастья.

Молодой американец Диллон Кармайкл вырос в Бургине, Кентукки. Он происходил из музыкальной семьи, в которую входили еще несколько музыкантов. С 11 лет он начал играть на гитаре, а позже еще и подвязался писать песни, сочетавшие в себе посконное кантри с мелодичностью сатерн-рока.

После переезда семьи в Нешвилл его рекомендовали продюсеру Дэйву Коббу, который и помог выпустить первый альбом. Свежий сингл "Lucky Man" в 2021 году спродюсировал известный кантри-музыкант Джон Парди. В лирике Диллон дает простой рецепт счастья: нужно просто быть честным человеком и иметь возможность заработать себе на кусок хлеба:

У меня бывают моменты, когда я проклинаю дождь,
Потом жалуюсь когда солнце слишком жарко.
Я смотрю вокруг на то, что у всех есть
И забываю обо всем что есть у меня.
Но я знаю, что мне посчастливилось.
Бог дал мне довольно честную руку,
Есть дом и участок земли,
И несколько долларов в банке из-под кофе.

А вот еще свеженькое. Американец из Александрии, штат Вирджиния, Брайант Джонсон, с артистическим неймом BurnøutShawty, создающий музыку в жанре эмбиент рэп в июле 2020 года выпустил сингл "Lucky Man" с версией счастливчика в прочтении BLM -движения. Текст из цензурных соображений не привожу.

Ну, и в конце чисто инструментальная версия счастливого человека от джазменов Ķiss Attila Band.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода: