В октябре 2019 года в аккаунте нефтегазовой компании BP в Twitter появился пост такого содержания: «Первый шаг по снижению выбросов в атмосферу — узнать их количество. Посчитай свой #углеродныйслед с нашим новым калькулятором и уже сейчас возьми на себя обязательство». Публикация вызвала волну гневных комментариев и обвинений в лицемерии. Разбираемся, как крупные предприятия пытаются переложить ответственность за экологические проблемы на других и значат ли что-то индивидуальные действия.
Экологический след
В середине 1990-х канадские исследователи выработали концепт «экологического следа», отображающий вред, который наносят природе отдельные люди, заводы или государства. В 2005 году этот термин был популяризирован BP — компанией, чья деятельность заключается в добыче и переработке нефти и газа. Менеджмент BP обратился к одной из крупнейшей в мире PR-фирме Ogilvy. Специалисты по коммуникациям разработали стратегию, согласно которой вина за глобальное потепление возлагалась на каждого человека по отдельности, а не на индустрию добычи невозобновляемых источников энергии.
Рекламная кампания
Агитационная кампания каламбурно призывала людей пересесть на «низкоуглеродную диету», под нее были выкуплены целые развороты в крупнейших газетах, билборды в аэропортах и рекламные слоты на телевидении. Квинтэссенцией стратегии стал «калькулятор углеродного следа», который появился на сайте BP. На нем каждый может рассчитать, как он вредит планете через путешествия, посещение мероприятий и просто существуя. Тактику смещения фокуса подхватили и другие нефтегазовые компании — ExxonMobil, Chevron, Shell и т.д.
Табак и нефть
Ряд недавних исследований демонстрирует, что похожие коммуникационные стратегии используются табачными компаниями. Они схожи с нефтегазовыми гигантами — оба продают постепенно убивающий потребителя продукт, оба пытаются переложить вину на других, чтобы остаться на плаву. Поэтому и манипулятивная технология у них одна. Она называется изменение фрейминга — способа восприятия существующей реальности.
Потенциальный риск
Ученые доказали, что часто нефтегазовые компании буквально используют те же предложения, что и табачные. Например, они называют «парниковый эффект» фактором, который ведет к глобальному потеплению, однако умалчивают о том, что его вызывает во многом именно добыча и использование нефти и газа. Вместо фактов (планета уже в опасности) они апеллируют к размытым терминам вроде «риск», «потенциальный риск», «долгосрочный риск». Представители табачных компаний, в свою очередь, еще в 1990-х говорили, что курение — «риск возникновения некоторых болезней».
Без PR и жизнь не та
Все компании, государственные организации, даже некоторые люди вкладывают огромные средства в PR, потому что публичное одобрение — крайне важный инструмент. Чем быстрее BP, Shell, Chevron и другие организации теряют его, тем вероятнее на их деятельность будут накладываться ограничения в разных странах. Тем вероятнее они начнут терять прибыль. 20 крупнейших нефтегазовых компаний ответственны за 1/3 от всех вредных выбросов от сжигания ископаемого топлива. Разумеется, в их интересах сделать так, чтобы об этом узнало как можно меньше людей.
Но означают ли эти факты, что индивидуальные действия не важны? Разумеется, нет. Чем больше людей узнают о проблеме, нависшей над миром, тем быстрее будут приниматься масштабные меры по ее решению. Поэтому огласка важнее, чем лихорадочное отслеживание своего «углеродного следа». Но и про утилизацию отходов, повторное использование и разумное потребление забывать не стоит.
Читайте также:
Как России слезть с «нефтяной иглы»
Нефтяную платформу весом 25 000 тонн подняли в воздух за 9 секунд