В Петербурге проживает от девяти до пятнадцати тысяч бездомных. Такие данные публикует пресса со ссылкой на Комитет по социальной политике. Большинство людей оказывается на улице вовсе не из-за алкоголя и безделья. В благотворительной организации «Ночлежка» выделяют три основные причины. Это переезд в другой город для трудоустройства, семейные неурядицы, потеря работы и, как следствие, возможности снимать жильё. «Скамейка» показывает портреты тех, кто попали в трудную жизненную ситуацию.
“Я не знаю, как изменить жизнь
Руслан, 42 года
Этого бездомного я встретил прямо на Невском проспекте. Уставший, замерзший, безразличный - вот лишь несколько штрихов к его портрету. Он сидел на ступеньках возле кафе. Держал в руках картонку с надписью: «Помогите на хостел».
Брюнет, среднего роста, одетый довольно опрятно, в лёгкой куртке. Зовут его Руслан. В беседу включился быстро. Сначала я не рассказал, что работаю журналистом, просто поздоровался, начал задавать вопросы. Руслан периодически уходил от ответа. Делая небольшую паузу, говорил простодушно: «Не знаю».
Родился и вырос мужчина в Ставрополе, окончил четыре класса школы. Другого образования у него нет. Женился, на свет появился сын. Семья жила на территории супруги. Больше десяти лет назад они развелись. Родители Руслана давно умерли. Не найдя себе применения в родном городе, он решил перебраться в Петербург.
Я хотел доказать себе и другим, что могу чего-то добиться. Работал грузчиком, разнорабочим. Затем попал в аварию. Меня сбила машина. Начались проблемы со спиной. Работать физически я больше не смог. Своего жилья в Петербурге у меня не было и нет. За аренду стало платить нечем. Начал жить у знакомых, иногда в хостеле.
Руслан рассказывает, что пробовал подработать на стройках. Официально его не оформляли и потом частенько обманывали, как человека незащищенного.
От безвыходности я решил попробовать просить деньги на улице. Много не дают. В день выходит около четырехсот рублей. На хостел и еду кое-как хватает.
В беседе Руслан часто упоминал сына, который совсем скоро отправится в армию. Мужчина очень по нему скучает, но к встрече с ним морально не готов. Возвращаться домой стыдно: есть опасения, что друзья и знакомые начнуть осуждать за такую жизнь. Сейчас Руслан мечтает просто о крыше над головой и работе. Нам он признался в том, что эмоционально истощён и дошёл до той точки, когда всё безразлично. Нынешние условия жизни стали привычной зоной комфорта и выходить из неё крайне трудно.
“Людям нельзя слепо верить
Андрей Павлюковец, 61 год
Пообщаться с ним мне посоветовал один из сотрудников «Мальтийской службы помощи». Это организация, которая помогает бездомным. Людям дают временный приют, помогают в восстановлении документов. Сейчас Андрей живет в доме-интернате, и постоянного места жительства у него тоже нет. В прошлом он музыкант, бас-гитарист группы «Антарес».
Среди местных — можно сказать, звезда. К нему уже не раз приезжали журналисты и брали интервью. Здесь его уважают и ценят. Несмотря не непростую судьбу, Андрей улыбчивый, весёлый, общительный. Без музыки не может ни дня. Всегда в наушниках. Говорит плохо, передвигается только на коляске.
В музыку влюблён с детства. Играл на баяне, потом учился на трубе. Жил с родителями и с сестрой. Мама и папа их очень любили, поддерживали во всех начинаниях. Андрей окончил школу, потом поступил в железнодорожный техникум на специальность «Строительство путевого хозяйства». Отучился всего год. У отца был гепатит, и его состояние стало ухудшаться. Мама зарабатывала мало. Андрею пришлось устроиться на работу, чтобы помочь семье. Трудился слесарем, затем токарем. Папа в итоге умер. Годы шли. Андрей женился, родилась дочь. Спустя время вместе с друзьями он создал группу «Антарес».
Много выступали. Зарабатывали 160-180 рублей в месяц. Да, мало. Но это было просто хобби. Впрочем, играли на уровне. Однажды нам предложил сотрудничать сам Виктор Резников. Но потом его не стало. Ничего не вышло. Денег на развитие группы не хватало, и в итоге она распалась.
Андрей нередко употреблял алкоголь. Почти каждый вечер покупал несколько бутылок пива или джин-тоника. Мужчина пытался заработать на жизнь любыми доступными способами: работал сборщиком мебели, грузчиком, шофером. Денег хватало, свободного времени почти не было, потом стало подводить здоровье. А однажды совсем подкосило.
Чинил автомобиль, в спине что-то замкнуло. Потерял сознание. Левая рука стала плохо работать. Со временем реабилитировался. Стал работать на одного бизнесмена водителем. Потом на меня вышел его знакомый, милиционер, капитан, помню, что он работал преподавателем в школе милиции. У меня была комната. Он посоветовал продать ее и купить свой дом в Мартышкино, это Ленинградская область.
Остаток я бы отдал своей дочери на первоначальный взнос для ипотеки, она бы купила себе жилье. Меня свели с риэлтором. Я подписал бумаги, времени думать особо не было, я постоянно работал, по 16-18 часов в сутки. Написал доверенность. Но в итоге меня кинули. Денег не получил. Жильё тоже. Вот так я и стал бомжом. Мать умерла. С сестрой мы почти перестали общаться по личным причинам.
С супругой Андрей разошелся из-за того, что она много пила. Старая травма со временем дала о себе знать. Со временем мужчина почти перестал ходить. Приют нашёл в «Мальтийской службе помощи». Там прожил несколько месяцев. Потом его перевели в дом-интернат. Условия здесь, по его словам, довольно неплохие.
Кормят несколько раз в день, но мне не нравится, не вкусно. Диагноз у меня — поясничная невралгия. Сейчас я жду, когда меня направят к неврологу. Ходить сам не могу. Руки работают плохо. Не знаю, что скажут. Жду социальное жилье. Хочу, чтобы мы там жили вместе с дочерью. Сейчас она с ребенком живет во Всеволожске. Я хочу, чтобы у нее была хорошая жизнь. Это моя мечта. Почему всё так получилось? Наверное, я очень доверчивый.
Попрошайничеством мужчина никогда не занимался, вне зависимости от обстоятельств. Всегда зарабатывал деньги своим трудом. Главный вывод, который он сделал из своей истории, — нельзя всем слепо верить. Теперь один из главных жизненных принципов Андрея — доверяй, но проверяй.
“Я мечтаю работать
Алексей Никаноров, 47 лет
Эмоциональный, общительный человек с мечтательным взглядом. Высокий. Прихрамывает и ходит с палочкой. Живёт в одной из палаток благотворительной организации. Палатка всегда забита до отказа. Новички не сразу привыкают к специфическому запаху. Алексей уже ко всему привык. Когда-то давно он жил в Таллине.
Окончил школу, лет с шестнадцати начал работать фотографом, снимал для газет. На одной из съемок я увидел работу диджеев, мне стало любопытно, попробовал и меня затянуло. Понемногу работал в школах, потом пошел на эстонское радио, у меня там была своя авторская передача с обзором новой музыки. Потом я начал работать в клубах Таллина, ездил по всей Эстонии.
На некоторое время Алексей переехал в Украину, где жила его мама с отчимом. Там ему не понравилось, и он решил отправиться в Петербург. Северную столицу выбрал, потому что здесь училась его девушка. Снимал жилье, он работал диджеем в клубах и звукорежиссером в детском театре. Успешно, как говорит, развивался в своём деле. С возлюбленной со временем расстались.
Алексей долго тянул с заменой временного эстонского паспорта, полученного после распада СССР. Собрался сделать это в 2000-м году. Не получилось. Мужчина попал в больницу, последний срок для оформления документов был упущен. Врачи поставили диагноз: рассеянный склероз. Лечиться не смог, потому что без паспорта нельзя получить полис.
В Военно-медицинской академии несколько лет была бесплатная программа по лечению рассеянного склероза, мне выдавали ампулы с израильским препаратом и шприцы, я сам себе колол. Я ходил без палочки, чувствовал себя намного лучше, а теперь программа кончилась, и все — с палочкой хожу.
Клуб, в котором работал Алексей, закрылся. Зарплату ему не выплатили. Со съемной квартиры пришлось съехать. Другие варианты заработка он не стал искать, не захотел брать работу, что называется, не по душе. Какое-то время жил в том же доме, где и раньше, правда, на черной лестнице. Затем его приютила соседка.
Я жил в квартире ее мамы, пока она жила на даче. Потом пришлось съехать. Нашел пристанище в приюте «Мальтийской службы помощи». Живу здесь с 2018 года. Это большая военная палатка, она отапливается двумя печками, сейчас тут живет примерно человек 30.
Алексей больше всего хочет работать. Российский паспорт он, наконец, получил, помогли сотрудники «Мальтийской службы помощи». Мужчина планирует подать документы на инвалидность.
В ближайшее время я это сделаю. Есть и другие варианты. О них пока рассказывать не буду. Не хочу трепаться. Хочу найти работу, стать звукорежиссером.
Главный вывод, который сделал Алексей, — обстоятельства бывают сильнее. Своей вины в том, что случилось, он не видит. Такое положение дел на данный момент времени его вполне устраивает.
Мнение психолога
Раиса Романова, психолог:
Многие бездомные не хотят что-то менять. Привыкают к такому образу жизни: на улице, в палатках, ночлежках, попрошайничают. Таким образом, некоторые уходят от действительности, которая их не устраивает, мучает. Люди испытывают разные чувства: вину, обиду, гнев, агрессию по отношению к окружению, социуму.
Возможно, они пережили эмоциональное насилие и стали испытывать беспомощность перед правилами проживания в обществе. Возникает непонимание, люди уходят от ответственности в самых разных ее проявлениях. Испытывают жажду свободы в самом широком смысле этого слова. Ищут таких же друзей по несчастью, единомышленников, понимание с их стороны и поддержку, которой нет в обычной жизни.
Многие бездомные, возможно, испытывают бессилие перед проблемами, которые предлагаются в жизни. Они ищут романтику и таким образом в каком-то смысле находят её. Противопоставляют себя обществу. Всё это продиктовано особенностями психического состояния человека. Всегда есть выход, и для этих людей он именно такой. Это выбор, который каждый человек делает для себя в силу сложившихся обстоятельств.
Мир для них как бы становится другим и время либо останавливается, либо стремительно бежит и наступает день сурка. Наступает момент, когда человека ничто не тревожит, и всё это похоже на добровольную смерть. Но всё зависит от конкретной ситуации, конечно. Причины всегда разные и разбираться нужно индивидуально в каждом случае.
Где в Петербурге оказывают помощь бездомным
Сегодня в Петербурге помощь бездомным оказывают несколько организаций. Если вы увидели на улице такого человека, можно туда обратиться или посоветовать их людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации:
- Городской пункт учета бездомных: тел. (812)365-28-56, проспект Обуховской обороны, д.108, к. 2, ст.м. «Пролетарская».
- Городской справочный центр: тел. (812)334-31-44.
- Благотворительная организация «Ночлежка»: тел. (812)319-37-94 (офис), (812)643-24-15 (служба социального сопровождения), ул. Боровая д.112, лит. Б.
Пункты обогрева
- наб. Обводного канала 177 Д, (ст.м. «Балтийская») — палатка на 60 человек. Режим работы с 21.00 до 10.00, ежедневно.
- Коломяжский пр. д. 4а (ж./ ст. Новая деревня) — палатка на 40 человек. Режим работы с 21.00 до 9.00, ежедневно.
- ул. Боткинская д.1 (ст. м. «Площадь Ленина») — палатка на 12-14 человек. Режим работы: круглосуточно.
Также работают дома ночного пребывания и благотворительная организация СПбБОО «Ночлежка». Адрес: ул. Боровая, 112 Б. Процедура попадания в приют легче, чем в городские Дома ночного пребывания, поэтому зимой все места там обычно заняты.
Материал на нашем сайте: Портреты бездомных Петербурга, которые мечтали о лучшей жизни, но оказались на улице
Автор: Вадим Федосеев
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка
#бездомные люди #петербург